1.Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения областных соревнований по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей (далее – Соревнования).

1.2. Соревнования проводятся управлением образования и науки области при организационно-методическом сопровождении Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей и муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл» города Уварово.

 

2.Цели и задачи

2.1. Цель:

развитие и популяризация спортивно-технических видов спорта среди детей и молодежи, повышение интереса обучающихся к занятиям авиамоделированием и пропаганда авиамодельного спорта.  

2.2. Задачи:

  • стимулирование  интереса к углубленному изучению техники и основ теории полета авиационных моделей;
  • повышение спортивного мастерства и технического уровня обучающихся;
  • содействие профессиональной ориентации школьников;
  • выявление и поддержка одаренных и талантливых детей в области технического творчества.

 

3.Участники

3.1. В Соревнованиях могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций общего и дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также руководители объединений технической направленности, педагогические работники образовательных организаций всех типов.  

3.2. Соревнования являются личными. Участники Соревнований делятся на три возрастные категории:

  • первая  возрастная категория – обучающиеся 10-13 лет;
  • вторая возрастная категория – обучающиеся 14-18 лет;
  • третья возрастная категория – студенты средних профессиональных и высших образовательных организаций старше 18 лет, педагогические работники.

 

4. Руководство

4.1. Общее руководство подготовкой и проведением Соревнований осуществляет оргкомитет. 

4.2. Оргкомитет:

  • организует проведение Соревнований в соответствии с настоящим положением;
  • формирует и утверждает состав судейской коллегии;   
  • совместно с судейской коллегией формирует и утверждает список участников, победителей и призеров Соревнований.    

4.3. Оргкомитет оставляет за собой право в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения к настоящему положению со своевременным информированием об этих изменениях и дополнениях на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»  – Регионального модельного центра дополнительного образования детей (http://dopobr.68edu.ru).   

4.4. Судейская коллегия:

осуществляет судейство в соответствии с Правилами проведения соревнований по радиоуправляемым моделям категории F-3 (Приложение 1 к положению) и настоящим положением;

определяет кандидатуры победителей и призеров в каждом классе и в каждой возрастной категории. 

Руководство судейской коллегией осуществляет главный судья Соревнований.

Решение судейской коллегии оформляется протоколом.

4.5. Судейская коллегия имеет право присуждать не все призовые места.

4.6. При спорных ситуациях главный судья Соревнований имеет право решающего голоса. 

4.7. Решение судейской коллегии является окончательным и изменению, обжалованию и пересмотру не подлежит.

 

5. Порядок проведения

5.1. Соревнования проводятся 11 мая 2018 года в 10.00 часов по адресу: Тамбовская область, г.Уварово, ул.Шоссейная, д.1, муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл».

5.2. Для участия в Соревнованиях необходимо до 4 мая 2018 года направить в оргкомитет по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. заявку от образовательной организации (Приложение 2 к положению).

Контактная информация: Свидерская Светлана Николаевна, Дутов Олег Владимирович, тел. 8(4752)72-44-95.

5.3. При регистрации участников в день проведения Соревнований     (11 мая 2018 года) сопровождающее лицо (педагог-руководитель, тренер, законный представитель) предоставляет в оргкомитет следующие документы:

копию приказа о командировании и назначении педагога-руководителя, ответственного за жизнь и здоровье детей, заверенную печатью образовательной организации;

согласие на обработку персональных данных (Приложение 3 к положению).

5.4. Соревнования проводятся по следующим классам авиационных радиоуправляемых моделей:

Радиоуправляемые модели  класса F3A  

Модель класса F3A – это летающая модель, управляемая аэродинамическими рулями по высоте, крену и курсу пилотом с использованием аппаратуры дистанционного управления.

Радиоуправляемые модели класса F4C (радиоуправляемая модель-копия самолета).

Модель-копия – это воспроизведенный пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом. Цель соревнований моделей-копий – воспроизведение внешнего вида и реализма полноразмерного самолета. Допускаются модели промышленного производства с соответствующим пакетом документации по данному классу моделей.

Радиоуправляемые модели класса F3N (модели вертолетов).

Соревнования проводятся в классе радиоуправляемых вертолетов, размах лопастей которых в диаметре не превышает 350 мм.

Модель может быть изготовлена самим участником или приобретена в торговой точке. 

Металлические лопасти главного и хвостового роторов запрещены.

5.5. Общие требования к правилам выполнения полетов.   

Каждому участнику предоставляется возможность выполнить три полета. В зачет идут два лучших результата. Помогать при подготовке к полету может тренер-руководитель.

Полет выполняется непосредственно участником Соревнований. Если необходимо, то помощник (тренер-руководитель) объявляет фигуры пилотажа. Участник Соревнований в классе F3A сам вправе выбрать фигуры пилотажа, предложенные организаторами (Приложение 1 к положению), количество которых должно быть не менее четырех. Фигуры пилотажа могут повторяться. Судьями будет оцениваться точность, плавность движения, позиция модели и размер маневра.

Соревнования в классе F4C (радиоуправляемые модели-копии) начинаются с полетов, стендовая оценка начинается после того, как модель совершит полет. Допускаются модели промышленного производства, при этом их стендовая и полетная оценка проводится по правилам радиоуправляемых моделей-копий. Таким образом, судейство полетов и стендовая оценка проводятся одновременно. Модель сначала совершает полет, а затем представляется для стендовой оценки.

Участник Соревнований в классе F3N (модели вертолетов) выполняет программу, предложенную организаторами «На точность пролета и посадки» или «Быстрая гонка на время».

Запрещается использование запрограммированных маневров полета.

Радиооборудование должно быть типа разомкнутого контура (то есть не иметь обратной связи от модели на землю). Автоматические устройства или устройства, использующие силы инерции, гравитации, гироскопический эффект или другие, запрещены.

 

6. Меры безопасности

6.1. В целях обеспечения безопасности зрителей и участников Соревнования проводятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».

6.2. Сопровождающее лицо (педагог-руководитель, тренер, законный представитель) несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося в пути следования к месту проведения Соревнований и обратно, а также во время проведения Соревнований.

6.3. Проведение тренировочных запусков моделей в местах, не предусмотренных для этих целей, запрещается.

 

7. Критерии отбора победителей и призеров

7.1. Личное первенство определяется по количеству очков, набранных каждым участником в каждом классе моделей.

7.2. Оценка полета.

Судейская коллегия оценивает каждого участника Соревнований независимо друг от друга. Каждая фигура оценивается в порядке следования фигур от 0 до 10 баллов каждым судьей в процессе полета. Для определения очков, набранных в полете, эти оценки умножаются на коэффициент «К» (Приложение 1 к положению), зависящий от сложности фигуры, и затем суммируются за все выполненные в официальном полете фигуры.

Очки вычитаются за неточность в выполнении фигур пилотажного комплекса и за неточность посадки.

 

8. Подведение итогов

8.1. Победители (1 место) и призеры (2 и 3 место) Соревнований награждаются дипломами управления образования и науки области.

Приложение 1 к положению

 

Выписка из Правил проведения соревнований

по радиоуправляемым моделям категории F-3

 

5.1. Класс F3A – радиоуправляемые пилотажные модели.

  • Определение.

Радиоуправляемая пилотажная модель – это модель летательного аппарата, но не вертолета, управляемая по направлению, крену и высоте при помощи управляющих поверхностей, приводимых в действие при помощи аппаратуры радиоуправления пилотом, находящимся на земле.

  • Общие характеристики радиоуправляемых пилотажных моделей.

Максимально допустимый размах крыла модели………………2000мм

Максимально допустимая длина модели………………………..2000мм

Максимально допустимый вес модели……………………………5000г

Разрешено использование в качестве двигателя любой силовой установки за исключением твердотопливных ракетных двигателей и двигателей, использующих в качестве топлива газ или сжиженный газ. Для электромоторов максимально допустимое напряжение в силовой цепи, измеренное на земле, непосредственно перед стартом 42,56 вольта.

Радиооборудование должно быть типа разомкнутого контура, то есть не иметь обратной связи от модели на землю. Автоматические устройства или устройства, использующие силы инерции, гравитации, гироскопический эффект или другие запрещены.

Разрешаются:

  1. Устройства, контролируемые подключением вручную пилотом.
  2. Любые типы кнопок или управляющих рычагов, которые включаются и выключаются пилотом.
  3. Вручную устанавливаемые переключатели между двумя функциями.

Не разрешаются:

  1. Автоматические переключатели с автоматической привязкой ко времени исполнения.
  2. Заранее запрограммированные устройства для автоматического исполнения серии команд.
  3. Автоматические средства для выравнивания положения модели.
  4. Изменение шага винта с автоматической привязкой ко времени исполнения.
  5. Любые типы систем акустического управления.
  6. Программируемые или механические устройства, автоматически изменяющие обороты двигателя, или ограничивающие обороты двигателя при проведении испытания на шумность.
  7. Любые типы обучающих систем анализирующего типа «от маневра к маневру» или «от полета к полету».
  • Определение и количество помощников.

Помощником может быть руководитель, другой участник соревнований или другой официально зарегистрированный в этом качестве человек. В течение полета разрешено использование одного помощника.

  • Количество полетов.

Каждый участник соревнований имеет право на 3 (три) полета. В зачет идут результаты двух лучших попыток.

Попыткой является каждый выход участника соревнований на старт.

Примечание: если модель, находящаяся на старте, не имеет возможности взлететь в течение 3 минут рабочего времени, участник обязан немедленно освободить старт для другого участника. Если запущенный двигатель заглох после взлета модели, то попытка считается совершенной.

5.1.5.Оценки.  

Каждая фигура комплекса в течение полета оценивается судьями, за нее выставляется оценка от 0 до 10. Оценки затем умножаются на коэффициент сложности фигуры, как правило, от одного до пяти.

 

Описание комплекса С-11 (начальный комплекс для проведений всех соревнований, в том числе для юношей, в категории F3A)

 

Номер фигуры

Описание

«К»

1

Петля, выход в прямой

Примечание: прямая управляемая петля, центр должен находиться на вертикальной линии середины полетной зоны

5

2

Срывной поворот, выход в прямой

Примечание: вертикали вверх и вниз должны выполняться как можно ближе к краю полетной зоны, не выходя за него

4

3

Квадратная петля, выход в прямой

Примечание: радиусы на всех углах одинаковы, центр должен находиться на вертикальной линии середины полетной зоны

5

4

Половина «кубинской восьмерки», выход в прямой

Примечание: на середине линии 45° вверх полубочка, затем 5/8 петли. Высота фигуры должна быть примерно равной диаметру петли фигуры №1

4

5

Бочка, выход в прямой

Примечание: медленная управляемая бочка, середина фигуры должна совпасть с серединой полетной зоны

5

6

Хампти Бамп (сапог) от края к центру, на вертикальной линии вниз полубочка, выход в прямой

Примечание: вертикаль вверх должна выполняться как можно ближе к краю полетной зоны, не выходя за него. Опционально: сапог от центра к краю

4

7

«Кубинская восьмерка», на первой 45° вверх полубочка, на второй 45° вверх полубочка, выход в прямой

Примечание: начало и конец фигуры на одной высоте, высота фигуры должна быть примерно равной диаметру петли фигуры №1

5

8

Иммельман, выход в прямой

Примечание: половина прямой петли, сразу после завершения полупетли выполняется полубочка. Высота фигуры должна быть примерно равной или больше диаметра петли фигуры №1

3

9

Штопор 2 витка, выход в прямой горизонтальный полет

Примечание: начало штопора должно находиться на вертикальной линии середины полетной зоны, после 2-х витков штопора выполняется вертикальное снижение и выход в горизонтальный полет на нижний уровень

5

Сумма коэффициентов

40

 

 

  • Распределение занятых мест.

Для определения мест каждый участник соревнований делает не более 3-х полетов по предлагаемому комплексу, выбранному самим участником соревнований в соответствии с его уровнем.

5.1.11. Организация полетов радиоуправляемых пилотажных моделей.

Судейство на соревнованиях обеспечивается судьями и их помощниками. Замер времени производится секундомером.

Команды участникам подаются голосом и свистком. Место посадки моделей отмечаются флажками. Результаты запусков заносятся в таблицу результатов полетов.

Судейская коллегия проводит перед соревнованиями контроль передатчиков и частот – это соответствует общим правилам проведения соревнований по радиоуправляемым моделям. Жеребьевка стартовых номеров участников проводится перед началом соревнований.

Если модель, находящаяся на старте, не имеет возможности взлететь в течение 3 минут рабочего времени, участник обязан немедленно освободить старт для другого участника. Если запущенный двигатель заглох после взлета модели, то попытка считается совершенной.

Во время организационных стартов, любые полеты запрещены. Нарушители снимаются с соревнований. Запуски двигателей  во время стартов запрещены – нарушители снимаются с соревнований. Во время официального полета запрещены любые громкие публичные комментарии. Несоблюдение этого пилотом-участником или его помощником приводит к дисквалификации пилота на текущий тур.

5.1.12. Выполнение фигур и оценка результатов.

Помощнику разрешено находится рядом с пилотом во время полета. Пилот имеет только одну попытку, чтобы выполнить каждую фигуру во время полета.

Модель должна взлететь и приземлиться самостоятельно.

Если в полете какая-либо часть отделится от модели, выставление оценок прекращается с этого момента, а модель должна приземлиться. Последовательность всех фигур оценивается по траектории полета модели, и фигуры должны начинаться и заканчиваться прямым горизонтальным полетом.

Ошибки в выполнении требований являются причиной снижения оценок.

Взлет с земли и посадка оцениваются. Взлет с рук оценивается как «0» очков.

Попыткой является каждый выход участника соревнований на старт.

 

Класс F3N/F3C – радиоуправляемые модели вертолетов

5.11.1. Описания радиоуправляемых вертолетов

Радиоуправляемый вертолет является моделью тяжелее воздуха, которая получает движущую силу для подъема и горизонтального движения от роторной системы, вращающейся вокруг номинально вертикальной оси (или осей). Разрешаются фиксированные горизонтальные поддерживающие поверхности до 4% площади охваченной несущим ротором (роторами). Разрешается фиксированный или регулируемый стабилизатор до 2% площади, охваченной несущим ротором (роторами). Вертолетами не считаются аппараты на воздушной подушке, экранопланы, конвертопланы или самолеты, которые зависают в воздухе благодаря воздушным потокам от пропеллера.   

5.11.2. Общие характеристики

Площадь, которую охватывает несущий ротор, не ограничена.

Размах лопастей в диаметре не должен превышать 350 мм.  

Вес модели (с топливом / с батареями) не должен превышать 6,5 кг.

Максимальный рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не ограничен.

Электрические двигатели ограничиваются максимальным (без нагрузки) напряжением 51 В.

Программа соревнований для классов F3N/F3C (модели вертолетов)

«На точность пролета и посадки» состоит из следующих обязательных элементов: взлет, прохождение окна посадки в заданном квадрате и возвращение тем же путем на место взлета. За пролет не через окно и неточность посадки судьи добавляют участнику 20 (двадцать) секунд штрафного времени.

«Быстрая гонка на время» оценивается судейской коллегией по следующим показателям: продолжительность полета от линии старта до линии финиша не должна превышать 2 минут. За недолет до линии финиша судьи добавляют участнику 10 (десять) секунд штрафного времени. За каждую полную секунду полета начисляется одно очко. Лучшее (меньшее) время из трех попыток засчитывается в результат.

 

 

Выписка из Правил проведения соревнований по радиоуправляемым моделям категории F-4

Радиоуправляемые модели-копии самолетов F4C

 

6.1. Общие правила и стандарты судейства при оценке моделей-копий.

6.1.1. Определение моделей-копий.

Модель–копия – это воспроизведение пилотируемого летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом. Цель соревнований моделей-копий это точное воспроизведение внешнего вида и реализма полноразмерного самолета с учетом особенностей каждого класса моделей. Это в равной степени относится как к стендовой оценке, так и к полету.

Примечание: для ссылки на полноразмерный самолет, с которого сделана масштабная копия, используется термин «прототип».

6.1.2. Технические требования, предъявляемые к радиоуправляемым моделям-копиям:

максимальная площадь несущих поверхностей 150дм²;

максимальная масса модели с топливом 6кг;

максимальная удельная нагрузка 100гс/дм²;

максимальный рабочий объем двигателя 10см³.

Использование реактивного двигателя запрещается.

Все модели должны подниматься в воздух аналогично своим прототипам.

 

6.1.3. Количество моделей.

Каждый участник может выступать только с одной моделью в классе радиоуправляемых моделей-копий.

Участник может иметь одного помощника во время соревнований. В случае многомоторной модели, разрешается один дополнительный помощник для участия в запуске двигателей. На соревнованиях помощники во время зачетного полета не имеют права касаться передатчика, за исключением помощи при запуске двигателя(лей).

Судья хронометрист должен наблюдать за тем, чтобы помощники не касались передатчика после того, как будет объявлена первая фигура. Если помощник взялся за передатчик, полет получает нулевую оценку.

6.2. Документация (доказательство масштабности).

Доказательство масштабности – обязанность участника.

Точное наименование и марка прототипа модели должны быть указаны в заявке, на оценочном листе и в презентации «Доказательство масштабности».

Масштаб, в котором изготовлена модель, может быть произвольным, но он должен быть указан в презентации «Доказательство масштабности».

Для получения объективной оценки достоверности масштабного воспроизведения в судейскую коллегию должна быть представлена следующая документация: масштабные чертежи, подтверждение окраски и фотографическое свидетельство, скорость самолета (крейсерская и/или максимальная скорость самолета-прототипа должна быть включена в документацию и повторена на всех полетных листах перед началом каждого зачетного полета).

6.3. Программа соревнований.

Программа соревнований состоит из двух частей.

Часть 1. Стендовая оценка.

Соревнования радиоуправляемых моделей-копий начинаются со стендовой оценки. Для стендовой оценки все участники должны выставить свои модели на взлетной полосе и предоставить комплект документации.

Часть 2. Зачетные полеты.

Участник соревнований имеет право на три полета, в зачет идут два лучших результата. Полет считается зачетным, если модель находилась в воздухе более 60 сек. или выполнила горизонтальную восьмерку над головой. Попытка считается в том случае, когда модель не взлетела в течение 5 мин., или взлетела, но не совершила зачетного полета. Попытка может быть повторена по усмотрению судей, если модель не могла произвести взлет по причинам, не зависящим от участника.

Каждый участник приглашается для совершения полета три раза и должен выполнить зачетный полет в течение определенного времени, получая в каждом случае за этот полет соответствующие очки.

Если участник не может стартовать или завершить полет и, по мнению главного судьи (начальника старта), причина этого не зависит от участника, главный судья (начальник старта) может по своему усмотрению разрешить ему перелет. Главный судья решает, когда перелет будет проводиться.

Зачетный полет начинается с момента приглашения участника на старт. Зачетный полет заканчивается после посадки и остановки модели.

6.3.1. Полетное время.

Участник должен быть предупрежден о приглашении на старт не менее чем за 5 минут до команды начать полет.

Отсчет полетного времени начинается с момента готовности участника к запуску двигателя или через 2 минуты после команды начать полет.

Стартовое время

Если модель не поднимается в воздух в течение 3 минут (плюс по одной минуте за каждый двигатель сверх одного) после начала отсчета времени зачетного полета, зачетный полет прекращается, и очки не начисляются.

Если, двигатель(ли) останавливается после начала взлета, но до того как модель поднялась в воздух, двигатель(ли) может быть запущен снова. Разрешается только одна попытка повторения всего процесса. В случае повторенной попытки за прерванный маневр очки не начисляются.

Полет

  1. Взлет К = 15
  2. Полет по прямой К = 6
  3. Восьмерка К = 10
  4. Снижение по кругу 360° К = 10
  5. Произвольная демонстрация К = 10
  6. Произвольная демонстрация К = 10
  7. Произвольная демонстрация К = 10
  8. Заход на посадку и приземление К = 15
  9. Реализм полета

а) звук двигателя (реалистичность тона и режима)                К = 4

  1. b) скорость модели К = 10

с) плавность полета                                                                К = 10

  1. d) размер фигур К = 10

Всего                                                                                       К = 120

Примечание: масштаб модели и крейсерская или максимальная скорость прототипа должны быть указаны в полетном листе.

Разрешается только одна попытка для каждого маневра, за единственным исключением процесса взлета.

Произвольные демонстрации

Участники соревнований, по требованию судей, должны представить доказательства того, что выбранные им маневры являются типичными для прототипа его модели и могут быть выполнены прототипом в нормальных условиях.

Произвольные маневры могут быть выполнены в любой последовательности. Помощник пилота обязан объявлять о начале и завершении выполнения каждой фигуры.

  1. Боевой разворот K = 10
  2. Выпуск и уборка шасси K = 10
  3. Выпуск и уборка закрылков K = 10
  4. Срывной поворот K = 10
  5. Иммельман K = 10
  6. Петля K = 10
  7. Кубинская восьмерка K = 10
  8. Нормальный штопор (три витка)  K = 10
  9. Бочка K = 10
  10. Касание земли и взлет (конвейер) K = 10
  11. Полет по треугольному маршруту К = 10
  12. Полет по четырехугольному маршруту К = 10
  13. Полет по прямой на постоянной высоте (max высота 6 м) К = 10
  14. Поворот на горке К = 10
  15. Перевернутый полет К = 10

Присуждение полетных очков

Каждый судья во время полета оценивает каждый маневр по шкале от 0 до 10 баллов с использованием приращения половины балла. В каждом случае эти оценки умножаются на соответствующие коэффициенты «К».

Маневры должны выполняться в плоскости и на высоте, которые обеспечивают хороший обзор для судей. Несоблюдение этого правила штрафуется потерей очков.

На месте полетов должен находиться начальник старта, который сообщает о том, что модель пересекает линию судей. Если это произойдет до завершения маневра, то за этот маневр начисляется НОЛЬ очков.

Зрители – это лица, не являющиеся участниками, помощниками и членами судейской коллегии. Если модель, по мнению судей или главного судьи/начальника старта, небезопасна, или пилотируется опасным образом, судьи могут дать команду пилоту прекратить полет.

Яндекс.Метрика