Автор-составитель:

Бесперстова С.В., методист ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Для того чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде Lego, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты Lego, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Разнообразие конструкторов Lego позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Перспективность применения Lego-технологий обусловливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Новизна программы в том, что позволяет обучающимся реализовать базовые технико-технологические знания и умения, а также приобрести опыт творческой и проектной деятельности. Программа нацелена не столько на обучение детей способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, формирования навыков продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу».

Педагогическая целесообразность программы

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то в резкой форме, замыкаются в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующим снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад является творчество. Замечено, что творческий процесс значительное психотерапевтическое средство. Отрицательные эмоции – всегда разрушение: рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А строить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций ставятся сами занятия творчеством.

Программа «Легоконструирование» носит техническую направленность , в ходе реализации происходит формирование и систематизация знаний, развитие творческих способностей, воспитание личности с активной жизненной позицией, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Цель и задачи программы

Целью программы является развитие творческих способностей и познавательной активности обучающихся в конструктивно-игровой и проектной деятельности на базе развивающей системы Lego.

Задачи:

обучающие

  • укрепление и углубление межпредметных связей;
  • ознакомление с устройством различных транспортных средств и других видов техники;
  • усвоение и грамотное использование обучающимися основных технических терминов.

воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, целеустремленности, аккуратности, усидчивости;
  • эстетическое воспитание.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса обучающихся для самостоятельного поиска оптимальных решений логических и технологических задач;
  • развитие познавательной активности;
  • раскрытие творческих способностей каждого обучающегося;
  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование уровня речевого развития обучающихся путем развития моторики рук в конструктивно-игровой деятельности и создания речевых условий в игре;
  • социальная адаптация посредством активного воссоздания обучающимися знакомых социальных ситуаций в игре;
  • создание благоприятного психологического климата и положительной мотивации;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • формирование у детей основы простейших, внешних, форм символизации на базе развития сенсорных способностей и конструктивного мышления с целью перехода к использованию внутренних, образных форм восприятия;
  • расширение кругозора.

Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся реализовать свои базовые технико-технологические знания и умения, а также приобрести опыт творческой и проектной деятельности.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся в группах по 15 человек при неизменном составе детей. Всего на курс обучения отводится 288 часов, длительность занятий первого и второго года обучения 4 часа (2 раза в неделю).

Для реализации программы в комплект оборудования должны входить определенные наборы конструктора Lego, позволяющие обучающимся создать макеты, фигуры и т. п., которые перечислены в учебно-тематическом плане. Количество наборов должно совпадать с количеством занимающихся обучающихся. Каждый ребенок должен иметь место для деятельности, соответствующее теме занятия, возможность получать своевременную и полно-ценную консультацию и помощь от педагога.

Методические условия реализации программы

Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно-поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения.

Это касается и предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении), и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел), и глубины игрового и социального погружения.

Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (математика, окружающий мир, иностранный язык и др.). Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:

  • математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учeтом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
  • окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций;
  • изучение природы как источника сырья с учeтом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;
  • литературное чтение, русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
  • технология (труд) - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил.

Формы и методы, используемые при реализации программы

Образовательная система Lego предлагает такие методики и решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своѐ собственное решение.

В ходе проведения занятий как основные используются следующие методы и подходы:

  • индивидуальный;
  • личностный;
  • продуктивный;
  • проблемно-поисковый.

Новым видом деятельности для младших школьников является работа над проектами: в ходе работы обучающиеся начинают учиться работать с дополнительной литературой, идет активная аналитическая работа собранного материала, приводятся аргументированные доводы в пользу правильности материала и аргументации в правильности выбора данного материала.

В процессе активной работы детей по конструированию, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая парами, дети, независимо от их уровня подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие и повышая свою мотивацию к обучению.

Критерии результативности программы

В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими (наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения). Приобретут первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий (целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий). Научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком, таблицей), овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. В программе оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Познавательные УУД: определять, различать и называть детали конструктора; конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Регулятивные УУД: умение работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке; умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

  • Знать: простейшие основы легоконструирования и механики; виды конструкций (однодетальные и многодетальные), неподвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
  • Уметь: с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Формы подведения итогов реализации программы

Виды и формы контроля освоения программы: текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ); итоговый (организация выставки работ, презентация собственных моделей).

Диагностика сенсорно-моторных и конструктивно-технических умений проводится педагогом посредством устной защиты обучающимися своих проектов и презентации ими самостоятельно выполненных работ, а также по результатам участия детей в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Критериями освоения программы служат: знания, умения и навыки (дети должны различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке).

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Материально-техническое оснащение

Средства обучения:

Конструкторы Lego

1. Lego-DUPLO

Предназначен для школьников младших классов, которые только начинают знакомство с основами конструирования. В процессе работы обучающиеся наглядно увидят действие физических законов, познакомятся с понятиями баланса, прочности, передачи движения внутри конструкции, а также подвижности и устойчивости. В комплект включены удобные технологические карты, которые помогут организовать работу. На лицевой стороне дети найдут фотографии и алгоритм действий с подробным описанием каждого этапа работы. На оборотной стороне – рекомендации для создания модификаций моделей. Все занятия проходят в игровой форме. У школьников есть возможность решить конструкторские задачи и проверить действие моделей на практике.

2. Lego-DAKTA

Наборы Lego DACTA предоставляют большие возможности для осуществления проектной деятельности.

Все проекты можно разделить на четыре группы:

  • социальная среда (семья, взаимоотношения, роли, правила, сообщество);
  • природа (живые существа, растения, природные и географические факторы);
  • мир физических объектов (цвет, форма, размер, классификация, вес);
  • мир математики (пространственные отношения, термины, числа, модели).

3. Цифровое оборудование:

  • проекционный комплект;
  • интерактивная доска;
  • мобильный класс портативных компьютеров Apple MacBook.

Кадровое обеспечение программы

Педагог должен:

  • иметь высшее педагогическое образование;
  • владеть в совершенстве материалом занятия, как в конструктивном, так и в тематическом и информационном плане;
  • осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;
  • выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения программы «ЛЕГО конструирование»;
  • разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии;
  • иметь представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, соответствующие концепции ФГОС;
  • эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.

Скачать программу

Яндекс.Метрика