Печать
Категория: Методическая копилка

Авторы-составители:

Бесперстова С.В., методист ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Маштак А.А., педагог дополнительного образования ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

Механика является древнейшей естественной наукой основополагающей научно-технического прогресса на всем протяжении человеческой истории, а современная робототехника – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

Предмет робототехники – это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов. Робот можно определить как универсальный автомат для осуществления механических действий, подобных тем, которые производят человек, выполняющий физическую работу. При создании первых роботов и вплоть до наших дней образцом для них служат возможности человека. Именно стремление заменить человека на тяжелых и опасных работах породило идею робота, затем первые попытки реализации и, наконец, возникновение, и развитие современной робототехники и роботостроения.

Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению подростков, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в телесно-двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно-конструкторские проблемы.

Робототехника представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Отличительной чертой от других программ является использование в образовательном процессе конструкторов Lego MindStorms и аппаратно-программного обеспечения Robolab 2.5.4 как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.

Особенность программы в том, что она может быть реализована в рамках существующих учебных планов. Далее, в 6-9-х классах школьники могут выбрать элективный курс «Основы робототехники». В профильных классах (информационно-технологическом и физико-математическом) введѐн элективный учебный предмет «Робототехника». Таким образом, каждый выпускник школы пройдет по направлению «Робототехника» как минимум две ступени обучения.

Данная образовательная программа носит техническую направленность.

Цели и задачи

Цель программы: Способствование развитию творческих способностей и формированию профессионального самоопределения подростков в процессе конструирования и проектирования.

Задачи программы:

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей и подростков в возрасте 10-12 лет и рассчитана на 1 год обучения - 144 часа. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 2 часа (каждый час по 45 мин., 10 мин. перерыв). Нормы наполнения групп – 15 детей.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая.

Реализация данной программы может быть организована за счет свободных часов вариативной части базисного учебного плана или в процессе внеурочной работы в рамках дополнительного образования детей.

Методические условия реализации программы

Использование среда виртуального конструирования Lego роботов - Lego Digital Designer позволяет обучающимся развивать пространственное и логическое мышление, конструкторские способности. В ходе выполнения манипуляций с Lego деталями в виртуальном пространстве осуществляется: сборка робота, исследование движения составных частей робота, что позволяет сделать вывод о работоспособности электромеханической части робота.

Использование робототехнического конструктора Lego MindStorms позволяет обучающимся создавать простейшие автоматические системы для решения игровых и соревновательных задач. После приобретения опыта и соответствующих знаний этот конструктор позволяет создавать достаточно сложные творческие проекты с привлечением дополнительного оборудования, в том числе и самодельного.

Использование язык символического программирования LabView позволяет создавать сложные программы, реализующие алгоритмы поведения робота.

Дифференцированный подход в обучении робототехнике позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности у всех категорий обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности, и профессионального самоопределения.

Предусматриваются разнообразные формы организации деятельности обучающихся:

Методы, используемые при реализации программы:

наглядный; исследовательский; практический; объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый.

В программе применяются приемы: создание проблемной ситуации, построение алгоритма сборки модели, составления программы и т.д.

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются:

Современные педагогические технологии такие как: технология проектного обучения, технология КСД, ТРИЗ технологии, здоровьесберегающие технологии и другие в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Общая характеристика планируемых результатов к освоению программы

Достижение образовательных результатов по данной программе структурированы по ключевым задачам образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

Способы проверки знаний обучающихся:

педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Формы подведения итогов:

презентация творческих работ, защита проектов, соревнования.

Критериями выполнения программы служат:

знания, умения и навыки обучающихся, массовость и активность участия обучающихся в мероприятиях данной направленности.

Условия реализации программы:

обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами внеклассной работы с обучающимися. привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения. соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации внеурочной работы с детьми в соответствии с планом. максимальное использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формированию навыков робототехники.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Техническая поддержка курса

Для занятий необходимо: комплекты Lego MindStorms, совместимых с компьютерами, на которых пишут программы для роботов. Количество конструкторов определяется количеством человек в группах. Зарядное устройство для аккумуляторов роботов. Поля для испытания роботов.

Материально-техническое обеспечение:

Скачать программу