Актуальность проекта

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием робототехники и других инновационных технологий требует формирования научно-инженерного потенциала, адекватного современным вызовам мирового экономического развития.

Тамбовская область как никогда заинтересована в появлении нового поколения молодых лидеров индустрии: инженеров, программистов, техников. Сегодня формирование будущей инженерно-технической элиты начинается уже со школьной скамьи в объединениях технического творчества, в том числе робототехники.

Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество.

Потребность в освоении учащимися инженерно-технических компетенций, в том числе в сфере робототехники и мехатроники, его ресурсной поддержки и методическом сопровождении послужили основанием для разработки регионального проекта «Образовательная робототехника».

Цель и задачи проекта

Цель: создание комплекса условий для развития технического творчества учащихся в сфере высоких технологий и инновационной деятельности посредством образовательной робототехники.

Задачи:

  • модернизация и систематизация программ общего и дополнительного образования в сфере робототехники, мехатроники, технического творчества;
  • создание современной системы оценки качества IT-образования и образовательных программ в сфере робототехники;
  • обеспечение эффективной системы социализации и профессиональной ориентации учащихся;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере образовательной робототехники.

Система сетевого взаимодействия по реализации проекта

Формирование инженерной и технологической культуры является многофакторным и многоуровневым процессом, реализация которого требует организации целенаправленного взаимодействия обучающегося и педагога, использования современных достижений в области образовательной робототехники, создания эффективной системы сетевого взаимодействия участников проекта.

Научно-методическое и организационно-технологическое сопровождение проекта осуществляют ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» и ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».

С 2013 года на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» г.Тамбова при поддержке Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» действует региональный тренировочный ресурсный центр по робототехнике. В сотрудничестве с региональным ресурсным центром по робототехнике эти организации координируют деятельность объединений робототехники в муниципалитетах.

Партнерами Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» также являются 7 образовательных организаций области:

  • ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»;
  • ТОГАОУ «Мичуринский лицей-интернат»;
  • МБОУ средняя общеобразовательная школа №3 г.Рассказово;
  • МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбова;
  • МАОУ «Лицей № 21» г.Тамбова;
  • МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Тамбова;
  • МАОУ «Лицей №29» г.Тамбова. 

В 2014-2015 учебном году с участием ресурсообеспечивающих организаций проведены II областные соревнования по робототехнике на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» г.Тамбова и впервые на базе ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет и МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» г.Тамбова IV открытый межрегиональный фестиваль робототехники Тамбовской области.

На базе региональных инновационных площадок проведены 2 мероприятия регионального уровня с педагогическими работниками (на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина г.Тамбова) и 4 мероприятия муниципального уровня (на базе МБОУ Бондарской СОШ, МБОУ «Никифоровская СОШ №1», МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска).

Региональные инновационные площадки

Реализация регионального проекта «Образовательная робототехника» началась в Тамбовской области в 2011 году, когда в соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 15.12.2011 №3253 «О развитии сети инновационных площадок в г.Тамбове и области» на базе 12 образовательных организаций области Бондарского, Никифоровского, Тамбовского районов, городов Котовска, Мичуринска, Моршанска, Рассказово и Тамбова были созданы инновационные площадки по разработке и внедрению дополнительных общеразвивающих программ технической направленности дополнительного образования по робототехнике.

Муниципалитет Образовательная организация Количество объединений Количество учащихся
Бондарский район МБОУ Бондарская СОШ 1 11
Никифоровский район МБОУ Никифоровская СОШ №1 2 20
Тамбовский район МБОУ «Комсомольская СОШ» 1 15
г.Котовск МБОУ СОШ №3 2 46
г.Мичуринск МБОУ ДО «Станция юных техников» 1 20
МБОУ СОШ №1 1 30
г.Моршанск МБОУ «Гимназия» 1 15
г.Рассказово МБОУ СОШ №3 1 14
г.Тамбов МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» 4 190
МАОУ «Лицей №21» 1 30
МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов» 2 120
МАОУ «Лицей №29» 2 53
Итого 12 региональных площадок 19 объединений 564 учащихся

Роль, которую взяли на себя образовательные организации общего и дополнительного образования, ставшие инновационными площадками, заключается в развитии образовательной робототехники, ее ресурсном обеспечении и методическом сопровождении.

За 4 года (2011-2015гг.) в реализацию робототехнического направления включились еще 13 образовательных организаций области. Расширилась география распространения объединений по робототехнике за счет организаций общего и дополнительного образования Первомайского, Петровского и Токаревского районов.

Организация образовательного процесса

Образовательный процесс в объединениях робототехники строится на основе использования робототехнических конструкторов Lego WeDo, Lego Mindstorms, Fischertechnik, Tetrix и реализуется по следующим направлениям:

соревновательная робототехника; программирование с использованием свободно распространяемого программного обеспечения; изучение основ мехатроники (изучение основ механики роботов, электронных узлов робота и математическое обеспечение, используемое при разработке программ для робота); организация практических исследовательских работ с использованием роботов по обучению методам написания алгоритмов и программирования робота.

Кадровый состав

Общее количество педагогов, организующих образовательный процесс в объединениях робототехники на базе региональных инновационных площадок, составляет 17 человек.

Все руководители объединений робототехники имеют высшее образование. 18% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 59% – первую.

Педагогический стаж 40% руководителей объединений робототехники составляет от 1 до 10 лет; 25% – от 10 до 20 лет; 35% – более 20 лет.

Охват учащихся

В настоящее время на базе региональных инновационных площадок создано 19 объединений робототехники. Активная работа площадок по популяризации технического творчества позволила за период их деятельности увеличить количество учащихся в объединениях робототехники более чем в 3 раза (2015 год – 564 учащихся, 2014 год – 302, 2013 год – 185).

Программно-методическое обеспечение

На базе региональных инновационных площадок в 2015 году осуществлялась реализация 17 дополнительных общеразвивающих программ технической направленности по робототехнике. Кроме того, педагогами были разработаны 3 краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы для лагерей летнего пребывания детей, модули в образовательные программы «Технология» и методические пособия по конструированию и программированию роботов.

Всего за период реализации проекта педагогами разработано около 70 образовательных программ, лучшие из которых обобщены в сборнике ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».

Система мероприятий по развитию образовательной робототехники

Образовательная робототехника совмещает два вектора действия – образовательный и соревновательный.

Одним из важных аспектов стимулирования учащихся к занятиям робототехникой и самостоятельному развитию творческой мыслительной деятельности является их участие в робототехнических соревнованиях, олимпиадах и фестивалях, которые набирают все большую популярность в Российской Федерации. Участие в них почетно для любой образовательной организации, а победа команды – серьезный шаг в карьере будущего инженера.

Соревнования по робототехнике отличаются от других конкурсных мероприятий по нескольким параметрам:

  • зрелищность: ребенок видит положительную работу своих сверстников, передовые инженерно-технические достижения, новые решения в области робототехники;
  • состязательность: позволяет выявить наиболее подготовленную команду, способную оперативно решить постав-ленную тренером (организатором) задачу;
  • азартность: стремление детей к лидерству, опережению своих сверстников, быстрому и бескомпромиссному решению поставленной задачи как нельзя лучше проявляется во время соревнований по робототехнике.

В настоящее время сформирована целостная система соревнований по робототехнике разного уровня: региональный, межрегиональный, всероссийский, международный. Состязания, созданных учащимися роботов, начинаются с локальной местной ступени и через региональные отборочные этапы заканчиваются:

  • Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным финалом для международных конкурсов FIRST, ABU ROBOCON, ELROB;
  • Всероссийской робототехнической Олимпиадой, которая в свою очередь является отборочным этапом для уча-стия во Всемирной робототехнической Олимпиаде (World Robot Olympiad, WRO).

Учащиеся Тамбовской области регулярно принимают участие в крупнейших Всероссийских и межрегиональных соревнованиях по робототехнике и неоднократно становились победителями и призерами данных мероприятий.

Яндекс.Метрика