Печать
Категория: Методические разработки занятий по судомоделированию

 

Авторы:

Клюкина Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества" г.Котовск

Фролов Михаил Анатольевич, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества" г.Котовск

 

Цель:

Формирование первоначальных представлений о мужественности, святости, любви к отечеству и людям на примерах из жизни флотоводца Федора Ушакова.

Воспитательные задачи:

содействовать формированию таких личностных качеств как патриотизм, мужественность, бескорыстие;

формировать уважительное отношение к героическому прошлому России.

Развивающие задачи:

содействовать общему развитию ребенка;

через раскрытие образа православного героя развивать стремление следовать христианским заповедям.

Образовательные задачи:

познакомить обучающихся с жизнью и подвигами непобедимого флотоводца святого и праведного Федора Ушакова;

познакомить с некоторыми особенностями ведения линейного боя с целью раскрытия военно-морского таланта Ушакова;

познакомить с историей возникновения Андреевского флага;

научить изготавливать кораблик в технике оригами;

отработать технику завязывания простого морского узла.

Оборудование:

медиапроектор;

компьютер;

экран;

оборудование для теневого театра (60х40);

фигурки из плотной бумаги для теневого театра;

пеньковая веревка длиной 30 сантиметров (по два отреза каждому участнику мероприятия);

лист бумаги А4 (по числу участников)

Литература:

Житие святого и праведного Федора Ушакова;

«Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал» Федор Конюхов, Москва. Издательский дом «Фома», 2013г.

Интернет ресурсы: http://admiral-ushakov.ru/, http://drevo-info.ru/articles/13448.html.

 

Ход занятия

Слайд 1

Первый педагог:

Здравствуйте, ребята.

Слайд 2

Наверное, многие из вас мечтают провести свои каникулы на Черном море. Некоторые уже там побывали. И нам трудно представить, что долгие годы на Черном море русского флота не было вообще, а турецкие боевые корабли бороздили его вдоль и поперек. Кто же отвоевал право русским судам бороздить черноморские просторы?

Слайд 3

Вы слышите плеск воды? Сегодня нас ждет необычное занятие. Мы отправимся с вами в путешествие по местам, связанным с жизнью и деятельностью нашего с вами земляка, непобедимого флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Благодаря ему Черное море стало открыто для наших судов. Посмотрите, какой замечательный корабль ждет нас у причала. Однако чтобы войти в состав команды этого парусника нужно выполнить одно задание. Я вам говорю начало крылатой фразы, а вы должны ее закончить.

Слайд 4

Первый ряд: Солдат бьет врага в поле, …(а моряк в море).

Второй ряд: Сам погибай, ... (а товарища выручай).

Третий ряд: Кто к нам с мечом придет, …(тот от меча и погибнет).

Слайд 5.

Ну вот, все прекрасно справились с заданием, и теперь мы можем занять свои места. Перед вами на столах канат, завязанный морским узлом. Такими узлами моряки швартовали-привязывали свои корабли, чтобы их не унесло в море. По команде «отдать швартовые», узлы развязывали, и корабль начинал свое плавание. Итак, слушай мою команду: «Отдать швартовые!»

Второй педагог: Развязываем морской узел

Обучающиеся развязывают узлы.

Основная часть занятия

Слайд 6. Давным-давно на кораблях не было ни раций, ни компьютеров и моряки передавали друг другу сообщения при помощи азбуки флажков. У нас тоже будет своя азбука.

Синий флажок – покачиваемся на месте. (Плывем)

Красный флажок – ладонь ко лбу. (Осматриваем окрестности)

Желтый флажок – машем руками над головой. (Вижу землю!)

Итак, повторим, нашу сигнальную азбуку.

Игровой момент

Синий флажок – покачиваемся на месте.

Красный Флажок – осматриваем окрестности.

Желтый флажок – машем руками над головой.

Наш корабль несет нас по страницам истории.

Слайд 7

Велика матушка Россия. Больше тысячи лет стоят в ее городах православные храмы.

Слайд 8

А впервые крест на наших землях установил ученик Иисуса Христа – апостол Андрей Первозванный. Всю свою жизнь он посвятил Христианской проповеди, за что и был распят на кресте.

Слайд 9

Но на кресте необычной формы – похожем на букву «Х». Не забыли русские люди апостола Андрея.

Слайд 10

И с Петровских времен русские военные моряки выходят в море под флагом, на белом полотнище которого изображен голубой Андреевский крест, а сам флаг так и называется Андреевский флаг. И, конечно, на корме нашего корабля тоже развевается Андреевский флаг.

Слайд 11

Обратите внимание, на населенный пункт по левому борту?

Это село Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Именно здесь 13 февраля 1745 года родился Федор Ушаков. С детства его отличали редкая набожность, скромность и отвага. Посмотрите, с палубы нашего корабля отлично видно окно его дома, и даже слышен разговор его родителей.

Включается настольная лампа, она освящает экран с силуэтами мужчины и женщины, сидящих за столом в сопровождении аудиозаписи их разговора.

Театр теней

Параскева Никитична: «Федор Игнатьевич, отчего ты так рискуешь, отпустил нашего Феденьку со старостой деревни на охоту, на медведя? Он же еще так молод! Я себе места не находила до его возвращения».

Федор Игнатьевич: «Напрасно ты волнуешься, Параскева Никитична, наш Феденька хоть и в молодых летах, а опытным и сильным охотникам ни в чем не уступает. А в минуты опасности он становится бесстрашным. По всему видно хороший офицер из него выйдет».

Параскева Никитична: «Он мечтает служить на флоте».

Федор Игнатьевич: «Брат мой, Федор, тоже мечтал об офицерской службе, а как нас удивил, бросил военную карьеру и ушел в монахи».

Параскева Никитична: «Да удивительная судьба, но какая сила духа! Столько времени прожить в лесу, в затворе, чтобы императрица не подумала, что монашество это каприз, и не принялась отговаривать его».

Федор Игнатьевич: «Ты знаешь, а наш Феденька может встретиться со своим дядей в Санкт-Петербурге, когда поедет учиться, он же сейчас монах в Александро-Невской лавре».

Параскева Никитична: « Вот и славно. Хороший пример и добрый совет ему не помешают».

Свет в окошке дворян Ушаковых погас, и мы мимо Алексеевки родового имения Ушаковых в Тамбовской губернии на всех парусах держим курс к берегам Невы.

Игровой момент:

Синий флажок – покачиваемся на волнах.

А вот и молодой мичман Федор Ушаков, он одним из лучших закончил Морской кадетский корпус и был приведен к присяге, которой следовал всю свою жизнь, верно и нелицемерно служа своему Отечеству. А дядя его – монах Федор к этому времени был переведен в Санаксарский монастырь Тамбовской губернии. Но между ними оставалась духовная связь, и монах всю жизнь молился за своего племянника.

Слайды 12-13

Отличным моряком был Федор Ушаков, а все-таки самый первый свой орден он получил не за морские баталии, а за решительные и продуманные действия на суше. А наш корабль берет курс к городу Херсону.

Слайд 14

Игровой момент:

Красный флажок – осматриваем окрестности.

Желтый флажок – размахиваем руками над головой.

Слайд 15

По правому борту вижу город Херсон. Узнаю самых опытных корабельных мастеров. Здесь по приказу императрицы Екатерины строят черноморский флот. А чтобы работы шли быстрей, строят корабли будущие экипажи.

Слайды 16-17

Смотрите, используют самый лучший лес: дуб и тик. Но, что такое? Работы остановлены, разжигают дымные костры, это какая-то эпидемия. Странно, доктора вместо того, чтобы помочь больным, убегают из города. Они сами боятся заболеть. В городе свирепствует чума – страшная заразная болезнь. Но где-то здесь наш земляк! Слава Богу, он здоров! Еще бы «Тамбовские пошли – не остановишь!» – так любил приговаривать будущий адмирал. Он первым делом выводит своих людей в степь, разбивает их на небольшие группы, которые строят себе домики из камыша (его там было очень много). Этим группам было категорически запрещено общаться друг с другом. А на небольшом удалении стояла больничная палатка. Если кто-то заболевал, его сразу же переводили в больничную палатку, домик из камыша и вещи заболевшего сжигали, а его товарищи строили себе новый домик. Действуя таким образом, он боролся за жизнь каждого человека, показал себя мудрым организатором и командиром, настоящим христианином, любящим людей. И чума в его команде закончилась раньше чем в городе на четыре месяца. За умелые и решительные действия его наградили орденом «Святого Владимира» и повысили в звании. Но чем же заниматься морякам пока другие болеют?

Слайд 18

Конечно, качаться на качелях! Только это совсем не развлечение.

На качелях были установлены небольшие пушки. А на воде, в нескольких десятках метров от качелей, стояли на якоре плоты с мишенями.

Слайд 19

Мишени заменяли вражеские корабли, а качели – морские волны. Так Ушаков готовил матросов к сражениям на море.

Наконец страшная болезнь ушла из города и можно продолжать строительство кораблей.

Первый педагог: Причалить к берегу!

Второй педагог: Чтобы наш корабль не унесло в море, завяжем канат морским узлом.

Слайд 20. Завязывают морской узел.

Второй педагог: Как слаженно работают моряки, невозможно стоять в стороне! Я предлагаю всем принять участие в строительстве флота.

Слайды 21-25

Делают корабли в технике оригами.

Второй педагог:

Ребята, а сейчас мы с вами постараемся своими руками сделать корабль в известной нам технике оригами. Возьмем лист бумаги и начнем складывать согласно схемам, представленным на слайде. Внимательно следите и за моими действиями.

Молодцы ребята, все прекрасно справились с заданием!

Первый педагог: Во времена Ушакова корабли назывались линейными.

Слайды 26

Это потому, что пушки на палубе располагались по бортам в один ряд, в линию. А палуб могло быть несколько, чтобы больше пушек установить, как в многоэтажном доме. Для ведения боя противники выстраивались в одну линию параллельно друг другу. И палили друг в друга. Такой бой называется линейным. Побеждал тот, у кого пушкари были точнее, а борта корабля крепче, они достигали одного метра в толщину!

Изготовленные обучающимися корабли крепятся магнитами на магнитную доску, чтобы наглядно показать тактику ведения линейного боя.

Но численность русского флота была невелика, а турки уже объявили войну России и первый бой не заставил себя ждать.

Команде приготовиться к отплытию. Отдать швартовые!

Второй педагог: Развязываем морской узел

Слайд 27

Игровой момент

Синий флажок.

Красный флажок.

Слайд 28

Мы приближаемся к острову Фидониси. Остров Фидониси в переводе на русский язык означает «Змеиный остров».

Здесь сошлись в неравном бою русская и турецкая эскадры. Турками командует знаменитый моряк Эски-Гасан по прозвищу «крокодил морских сражений». Прозвали его так за то, что однажды во время жестокого боя он сумел выплыть из-под обломков своего корабля, да еще и с зажатой в зубах саблей.

Слайд 29

Этот самый «крокодил» выстроил свои двадцать пять кораблей в линию и собирался без особого труда уничтожить русские корабли. Их было всего двенадцать. Но Ушаков, вместо того чтобы устраивать обычную в таких случаях перестрелку, вдруг повел свои корабли на сближение с головными кораблями турецкой эскадры.

Турки прекратили стрельбу и собрали команду на палубах для абордажного боя. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков приказал бить в упор из всех орудий по бортам неприятельских кораблей. Вот и пригодились нашим матросам тренировки на качелях. Огонь русских пушек был точным и сокрушительным, и турецких моряков буквально сметает с палуб. Эски-Гасан вышел из линии и попытался помочь своим кораблям, издалека открыв огонь по «Святому Павлу». И тогда произошло то, на что и рассчитывал Федор Федорович: эти снаряды попадали в более высокие турецкие корабли, которые теперь закрывали русские парусники от пушек «крокодила морских сражений». К такому необычному способу ведения морского боя турки были не готовы. Потеряв множество матросов во время стремительной атаки русских кораблей, Эски-Гасан увел свои корабли к берегам Турции. А что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого! Это была самая первая победа русского флота на Черном море. Турки стали называть адмирала Ушак паша, уважали и боялись его.

За свою жизнь Федор Ушаков провел сорок три морских сражения и не проиграл ни одного, ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Русские моряки поняли: где Ушаков – там победа.

А победа нелегко достается. И Ушаков неустанно поддерживает боеспособность команды тренировками. «Тяжело в ученье, легко в бою» – говорил Суворов. «Лучше пот, чем кровь» – вторил ему Ушаков. На кораблях Ушакова был образцовый порядок. Ушаков всегда следил, чтобы матросов досыта кормили и не наказывали без причины. Помещения на нижних палубах, где жили матросы, он приказывал регулярно проветривать, чтобы матросы не болели.

Слайды 29-30

Матросы его обожали, он был для них отцом и братом во Христе. И даже к врагам он был великодушен и милосерден.

У адмирала не было своей семьи, и корабль был его домом. Он часто тратил свое личное жалование для решения служебных вопросов, вплоть до закупки продовольствия морякам. Федор Ушаков был настоящим воином христианином. День на его кораблях начинался и заканчивался молитвой. Эта традиция на кораблях сохранялась до 1917 года.

Видеоролик молитва.

Во всех отчетах о победах в сражениях адмирал скромно умалчивает о себе, а приписывает их храбрости и умелым действиям своих матросов и офицеров, и всегда благодарит Господа.

Слайд 31

Первый педагог: Наш корабль истории направляется к родовому имению Ушаковых в селе Алексеевка Тамбовской Губернии.

Слайд 32

Второй педагог: Возле Алексеевки мы пришвартуемся. Завяжем канат морским узлом, чтобы корабль не унесло в море.

Слайд 20. Завязывают морской узел.

Первый педагог: Здесь Федор Федорович Ушаков провел последние годы своей жизни. Он был известным благотворителем. Внушительные средства жертвовал на Санаксарский монастырь. Во время войны 1812 года построил госпиталь. Со всех окрестных деревень и даже из отдаленных мест к нему стекались обездоленные люди, которые получали от него утешение и помощь. Ведь главный талант Федора Ушакова был в умении по-настоящему любить каждого человека, независимо от его звания и чина.

Слайд 33.

Давно уже отошел ко Господу и покоится в Санаксарском монастыре его дядя игумен и основатель этой обители. Сюда, в Санаксарский монастырь приезжает Федор Федорович каждую воскресную и праздничную службу, проводя дни свои крайне воздержанно – так вспоминают о нем монахи. Здесь он и завещает себя похоронить. В последний путь провожало его огромное стечение народа. И когда похоронная процессия дошла до окраины города, и по обыкновению хотели положить гроб на повозку – люди не дали. И продолжали нести любимого адмирала на руках до самого Санаксарского монастыря, где он был погребен 15 октября 1817 года рядом со своим дядей.

Слайд 34

Когда в России наступили безбожные, атеистические времена Санаксарский монастырь был закрыт, а могила Федора Ушакова заброшена и осквернена.

Слайд 35

Но во время Второй мировой войны о нем вспомнили. Учредили орден адмирала Ушакова. Специальная комиссия хотела перезахоронить останки. Вскрыли могилу и замерли в удивлении. Его тело осталось нетленным.

Слайд 36

Посмотрите, перед нами два портрета одного человека.

Кто на них изображен?

Да, это адмирал Федор Федорович Ушаков.

А чем они отличаются?

Правильно, на одном он изображен с нимбом над головой.

А каких людей так изображают?

С нимбами над головой иконописцы изображают святых людей.

Слайды 37-38

5 августа 2001 года при огромном стечении народа, адмирал Федор Ушаков был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Раку с мощами несли на своих плечах адмиралы черноморского флота и у входа в монастырь передали архиепископам. Теперь он под сенью Православной Церкви. Но мощевицу надо было покрыть плащаницей. Монах, несущий ее замешкался, и тогда командующий Черноморским Флотом быстро сорвал с древка Андреевский флаг и накрыл раку с мощами. Ушаков опять под Андреевским флагом. Сколько раз под этим флагом выходил в море непобедимый адмирал! Сколько раз он заканчивал свое обращение к подчиненным перед сражением словами: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

Слайд 39

Теперь под этим флагом он отплывает в раке-ладье в святую жизнь.

А кто же впервые рассказал людям о Христе, как звали апостола, который дошел до нашей земли?

Андрей Первозванный стал святым, он принял мученическую смерть на кресте необычной формы, похожем на букву «Х».

Где можно теперь увидеть этот крест? А как выглядит флаг военно-морского флота?

Как вы думаете, какие черты характера Федора Ушакова помогли ему достичь святости?

Конечно вера в Бога, любовь к людям, бескорыстное служение им и своему Отечеству. Он был настоящим патриотом своей Родины и настоящим христианином. Желаю и вам любить свою Родину и стараться быть ей полезным.