Печать
Категория: scratch

 

Автор:

Шпынева Светлана Михайловна, учитель информатики МАОУ «Центр Образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г.Тамбова

 

 

 

Цель: Познакомиться с действием  команд «Если …» блока КОНТРОЛЬ; простыми и составными условиями, логическими операциями И, ИЛИ, НЕ; рассмотреть команды блока СЕНСОРЫ; познакомиться с элементами блока ОПЕРАТОРЫ, с техникой разветвления анимированных действий.

 

КОМАНДЫ  ВЕТВЛЕНИЯ «ЕСЛИ…»

  1. Команда ветвления ПОЛНОЙ ФОРМЫ.


 

Команды, следующие за командой «Если… иначе …» (прикрепленные под ней),  выполняются независимо от условия сразу после выполнения команды «Если ... иначе …».

  1. Команда ветвления СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЫ

 

Если условие соблюдается, то выполняются вставленные в нее команды, а если нет – команды, следующие за этой командой ветвления.

 Команды, следующие за командой ветвления, выполняются, и когда условие в ветвлении соблюдается, и когда не соблюдается, – они в любом случае выполняются следом за командой «Если …»/ «Если … иначе …».

 

УСЛОВИЯ

  1. Простое условие

Может состоять из вопросительных элементов блока СЕНСОРЫ:

 

или элементов сравнения (отношения) блока ОПЕРАТОРЫ:

 

  1. Составное условие

Состоит из двух или нескольких вопросов/отношений, соединенных логическими операциями И, ИЛИ, НЕ. Для этого используются следующие блочки блока ОПЕРАТОРЫ.

 

Эти блочки содержат входные окошки, куда вставляются блоки сравнений или сенсоры, или еще раз такие же блоки.


И
 – условие ИСТИННО, если истинны ОБА вопроса/отношения.

ИЛИ  – условие ИСТИННО, если истинно ХОТЯ   БЫ   ОДНО.

НЕ  – отрицание   вопроса/отношения.

 

Задание:

Составим скрипт, в котором наш Скретчик просит вас поставить ему оценку и проверяет, правильность ввода числа для установленного в школе  пятибалльного диапазона (1, 2, 3, 4, 5). В случае ошибки (ввода числа, меньшего 1 или большего 5) он сообщает вам: «Такой нет в школе!» «Идем дальше.» Если же оценка поставлена в правильном диапазоне, то Скретчик сообщит только «Идем дальше».

 

Ход работы:

Наберите скрипт по образцу, представленному ниже.

 

Если ввести число от 1 по 5, то Кот  сразу скажет: «Идем дальше». Если меньше 1 или больше 5, то он подумает: «Такой в школе нет!» и скажет: «Идем дальше».

Условие  равнозначно  ниже представленному

 

В нем отрицается правильный диапазон школьных оценок, то есть «не (больше 0 И меньше 5)». Мы пишем условие правильного диапазона оценок (больше 0 И меньше 5), а затем отрицаем его – в этом случае и сообщаем, что «такой нет в школе!».

Часто выполнение программы зависит от ответа пользователя «Да/Нет». При составлении скрипта надо учесть возможности разного написания данного ответа (с учетом регистра и раскладки клавиатуры): НЕТ, Нет, нет, YTN, Ytn, ytn и ДА, Да, да, LF, Lf, lf. Ниже приведен пример составления такого сложного условия.

 

Еще сложнее дело обстоит, например, с ответом на вопрос: «К каким устройствам относится клавиатура?» Здесь еще больше вариантов ответа:

И соответствующие им в английской раскладке клавиатуры, если пользователь забыл ее переключить. Эти варианты вы и видите ниже.

 

Как использовать в качестве условия ниже представленные элементы блока СЕНСОРЫ?

 

Ответ: надо вставить данный элемент в окошко (соответствующей формы)  условия команды «Если …» и подведя курсор мышки к окошку цвета щелкнуть ЛКМ, при этом курсор примет вид пипетки, которой нужно зацепить необходимый цвет.

 

Задание:   

Составить скрипт для произвольной анимации, в которой герой  задает вопрос и, проверив правильность ответа на него, сообщает о результате проверки.

Например:

           

  

Дополнительно: 

  1. Изменить созданный скрипт, чтобы в случае неправильного ответа герой говорил: «Неверно, попробуй снова» и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ.

Рекомендации:

Вспомогательные вопросы:

  

  1. Продолжите свой скрипт, задав вопрос: «Как называется устройство компьютера, которое временно хранит информацию?» без повтора попыток ответа. Создайте для него сложное составное условие, используя изложенный материал.

Вспомогательные вопросы: