Автор-составитель:

Жарков А.Б., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Станция юных техников» г.Мичуринска

 

 

Пояснительная записка

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении техники в уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений в изначальный прототип.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техническое моделирование» имеет техническую направленность и предназначена для формирования первоначальных знаний и навыков, направленных на ознакомление со способами постройки простейших моделей, овладение работой инструментом, ознакомление с этапами постройки моделей.

Техника, окружающая детей с первых лет жизни, будит их любознательность, стремление узнать, как и почему работает машина, летает самолет. Двадцатый век стал веком научно-технического прогресса. Техника начала так быстро развиваться, что человечество не смогло сохранить многие подлинники этой сложной техники. Но многие образцы сохранились в музеях мира в виде уменьшенных макетов, дающих почти полное представление о прототипах. Не каждый человек может построить свой самолет и летать на нем, иметь собственный замок, свой паровоз или корабль. Энтузиасты нашли другой выход – изготовлять копии техники в уменьшенном виде - от макетов до действующих моделей, управляемых на расстоянии. Это направление получило название «масштабное моделирование». Под этими словами подразумевается изготовление техники в уменьшенном масштабе. Именно в этом направлении ведется работа в творческом объединении «Техническое моделирование».

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время особенно пользуются спросом профессии технических специальностей. Поэтому занятия в данном объединении как нельзя лучше сочетают в себе навыки работы с инструментом, умения технически мыслить и конструировать различные механизмы и модели техники.

Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:

  • комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
  • повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
  • формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения;
  • пробуждение у детей интереса к науке и технике, содействие развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
  • изучение исторических событий, в которых были задействованы прототипы моделей.

Адресат Программы. Программа ориентирована на учащихся 10 – 16 лет.

Условия набора обучающихся: Группы первого года обучения комплектуются из учащихся с наличием интереса к различной технике, на основании собеседования, также при наличии медицинского заключения о допуске к занятиям.

Состав группы: постоянный. Группа первого года обучения комплектуется из учащихся в возрасте 10-12 лет. Группа второго года обучения включает учащихся в возрасте 11-13 лет. Группа третьего года – в возрасте 12-16 лет.

Группы второго года обучения комплектуются из учащихся, прошедших подготовку первого года обучения. Работа в этих группах направлена на увеличение самостоятельной роли учащихся. Группа третьего года обучения комплектуется из учащихся, прошедших подготовку первого и второго годов обучения. Работа в этой группе направлена на углубление полученных знаний на ранних этапах обучения и увеличение самостоятельности учащихся при выполнении собственных творческих проектов. Состав группы разновозрастной.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов первого года обучения составляет 144 часа, второго и третьего года – по 216 часов.

Особенности организации образовательного процесса. Периодичность проведения занятий:

Первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа,

Второй и Третий год обучения – 2 раза по 3 часа.

Форма организации учебно – воспитательного процесса: групповая, индивидуальная.

 

Цель и задачи программы.

Цель: развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей объектов техносферы.

Задачи программы:

 

1год обучения:

образовательные:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии;
  • формировать образное техническое мышление;
  • познакомить учащихся с элементами художественного конструирования и моделирования.

воспитывающие:

  • воспитание у детей культуры поведения;
  • воспитание потребности систематически заниматься совершенствованием уже имеющихся знаний.

развивающие:

  • помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
  • развивать творческую активность учащихся.
  • развивать конструкторские способности, творческое и техническое мышление учащихся;
  • развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.

 

2 год обучения:

образовательные:

  • совершенствовать и формировать у учащихся навыки работы с наиболее распространенными инструментами ручного труда;
  • формировать навыки чтения чертежей, схем и иных графических изображений;
  • учить детей видеть и понимать красоту труда, его целенаправленность гармонию.

воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
  • воспитывать потребность систематически заниматься совершенствованием уже имеющихся знаний и пополнением своего багажа знаний.

развивающие:

  • развивать творческую активность учащихся;
  • развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес поисковой творческой деятельности рационализатора.

 

3 год обучения

образовательные:

  • формировать образное техническое мышление;
  • совершенствовать и формировать навыки обработки различных материалов;
  • формировать навыки чтения и создания чертежей и схем;

воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
  • способствовать формированию установки на позитивную социальную деятельность в постиндустриальном обществе;
  • сформировать понимание принципов действия различных технических объектов, их возможностей и ограничений

развивающие:

  • развивать познавательный интерес и познавательные способности на основе включенности в познавательную деятельность, связанную с созданием моделей технических объектов;
  •  развивать творческие способности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности;
  • сохранить здоровье и эмоциональное благополучие детей;
  •  развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.

 

Скачать программу

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика