На современном этапе общественного развития в условиях растущих потребностей детей и молодежи в научно-техническом творчестве перед образовательными организациями региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию данного вида творчества; формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров в региональной системе дополнительного образования, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий техническим творчеством, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия. 

Развитие технической направленности обозначено в числе ведущих показателей эффективности реализации регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области», утвержденного постановлением администрации области в июле 2017 года.      

В связи с этим, деятельность Центра и  управления образования и науки области по развитию технической направленности дополнительного образования  в 2017 году была направлена на решение следующих задач:

  • повышение доступности дополнительного образования;
  • обновление содержания и расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
  • методическая поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие региональных ресурсных центров дополнительного образования;
  • создание условий для вовлечения обучающихся в систему научно-технического творчества;
  • поддержка талантливых и одаренных детей;
  • развитие кадрового потенциала;
  • развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства;
  • развитие инфраструктуры.

 

В области создана нормативно-правовая база.

  • Реализуется государственная программа Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы.

Реализуются концепции:

  • «Развитие дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы»;
  • «Развитие региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015-2020 годы».

Реализуются:

  • план мероприятий в Тамбовской области по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области»;
  • «Комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015-2020 годы»;
  • региональные проекты «Образовательная робототехника» и «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области»;   
  • областной марафон технического творчества «Старт».

Вопросы организации работы по развитию технической направленности в региональной системе дополнительного образования  рассматриваются на заседаниях Координационного совета по работе с одаренными детьми,  областного семинара-совещания для руководителей  организаций дополнительного образования области, коллегиях управления образования и науки области.

 В целях совершенствования организационно-методического сопровождения работы по развитию технической направленности дополнительного образования Центром и управлением образования и науки области в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования направлено 19 приказов регионального управления образования и науки, 41 информационно-методическое письмо Центра.    

Организована работа сайта Центра (http://dopobr.68edu.ru/) и портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+» (http://tehnosfera.68edu.ru/) в сети Интернет.

 

Инфраструктура

В области создана и получила развитие инфраструктура технической направленности:  

  • ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»;
  • 2 специализированные организации дополнительного образования (СЮТ г.Мичуринска и г.Рассказово) (в 2016 – 2, в 2015 – 2);
  • 17 многопрофильных организаций дополнительного образования (в 2016 – 16, в 2015 – 16);
  • 67 общеобразовательных организаций (в 2016 – 62, в 2015 – 60);
  • 23 дошкольных образовательных организаций (в 2016 и 2015 учет не проводился);
  • 11 профессиональных образовательных организаций (в 2016 и 2015 учет не проводился);
  • 660 учебных объединений с охватом 9378 обучающихся (в 2016 году – 425 объединений с охватом 5758 обучающихся, в 2015 – 431, 5450), из них:
  • в ОДО  – 137 учебных объединений с охватом 1723 обучающихся (в 2016 году – 134 объединения с охватом 1713 обучающихся,  в 2015 – 183, 2269);
  • в СОШ – 404 учебных объединениях с охватом 6392 обучающихся (в 2016 году – 291 объединение с охватом 4045 обучающихся, в 2015 – 248, 3181);
  • в ДОО – 24 учебных объединения с охватом 227 обучающихся (в 2016 и 2015 годах учет не проводился);
  • в ПОО – 95 учебных объединений с охватом 1036 обучающихся (в 2016 и 2015 годах учет не проводился).

 

Количество образовательных организаций, на базе которых созданы объединения технической направленности

Тип образовательной организации 
Специализированные организации дополнительного образования  
Многопрофильные организации дополнительного образования
Общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации 
Профессиональные образовательные организации
2015 год
2
16
60
Учет не проводился
Учет не проводился
2016 год
2
16
62
Учет не проводился
Учет не проводился
2017 год
2
17
67
23
11

 

Доля объединений технической направленности от общего количества учебных объединений в региональной системе дополнительного образования составляет 5% (в 2016 году – 4,9%, в 2015 – 4,2%). 

Доля детей, занимающихся в объединениях технической направленности, от общего числа обучающихся в региональной системе дополнительного образования – 9% (в 2016 году – 5%, в 2015 – 5,2%).  

В 2017 году к технической направленности отнесена предметная область «математика», выведенная из состава естественнонаучной направленности в соответствии с рекомендациями федерального ресурсного центра ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ от 28.03.2016. Однако такое перераспределение не дает объективной оценки состояния технической направленности, поэтому стоит задача по дальнейшему совершенствованию инструментария мониторинговой оценки состояния региональной системы дополнительного образования. 

Учебные объединения по математике (всего 530 объединений с охватом 7342 обучающихся) созданы только на базе СОШ во всех муниципальных образованиях (за исключением Знаменского, Мучкапского, Пичаевского, Рассказовского, Тамбовского, Уметского районов и города Моршанска).  

Наиболее развита инфраструктура технической направленности в городах Мичуринске (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 2 СОШ), Моршанске (1 многопрофильная ОДО, 2 СОШ, 1 ПОО), Рассказово (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 1 СОШ, 1 ДОО, 1 ПОО), Тамбове (1  многопрофильная ОДО, 11 СОШ, 19 ДОО, 4 ПОО). 

 Кроме того, в отчетный период произошло существенное обновление (открытие школы «Сколково-Тамбов» и Центра дополнительного  образования  «Детский технопарк «Кванториум-Тамбов») и расширение (учет ДОО и ПОО вследствие  пересмотра понятийного аппарата и инструментария при проведении мониторинга состояния региональной системы дополнительного образования) инфраструктуры технической направленности.

 В   наименьшей  степени   инфраструктура   развита   в Гавриловском (1 СОШ),   Ржаксинском  (1 СОШ)  и    Уваровском (1 СОШ)   районах.           Здесь отсутствуют многопрофильные ОДО (за исключением Ржаксинского района), ПОО, которые могли бы стать центрами развития технического творчества и формирования кадрового потенциала для образовательных организаций муниципалитетов. 

Наибольшее количество учебных объединений технической направленности создано в образовательных организациях городов Мичуринска (50 объединений с охватом 857 обучающихся), Моршанска (43, 756), Рассказово (35, 426), Тамбова (149, 2878) как следствие хорошо развитой и обновленной инфраструктуры.

 

Количество объединений технической направленности

Тип образовательной организации
Организации дополнительного образования
Общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации
Профессиональные образовательные организации
Всего
Процентное соотношение (от общего количества учебных объединений и  от общего количества обучающихся в региональной системе ДО)
2015 год
183
248
-
-
431
4,2%
2016 год
134
291
-
-
425
4,9%
2017 год
137
404
24
95
 660
5%  

 

И, как следствие недостаточно развитой инфраструктуры, наименьшее количество объединений – в Гавриловском (3 объединения с охватом 36 обучающихся), Ржаксинском (3, 25) и Уваровском (1, 10) районах. 

В целом, тенденция увеличения количества учебных объединений и охвата детей за последние 3 года стабильно сохраняется в организациях общего образования. Впервые за 3 года незначительное увеличение  отмечается в ОДО.

 

Количество обучающихся в учебных объединениях

Тип образовательной организации
Организации дополнительного образования
Общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации
Профессиональные образовательные организации
Всего
Процентное соотношение (от общего количества учебных объединений и  от общего количества обучающихся в региональной системе ДО)
2015 год
2269
3181
-
-
5450
5,2%
2016 год
1713
4045
-
-
5758
5%
2017 год
1723
6392
227
1036
9378
9%

 

Это происходит благодаря комплексу мер, инициированных на региональном уровне:

  • развитие и популяризация системы мероприятий для детей и педагогов, в том числе в рамках областного марафона технического творчества «Старт»;      реализация региональных проектов «Образовательная робототехника» и «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области»;
  • реализация  Комплекса мер, направленных на создание условий для развития ДОД в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015-2020гг.;
  • расширение и обновление инфраструктуры технической направленности.

В то же время, анализ количественных показателей за трехлетний период позволяет сделать вывод о тревожном факте резкого снижения количества учебных объединений и охвата детей в ОДО в 2016 году (134 объединения, 1713 обучающихся) по сравнению с 2015 (183, 2269). Устаревание материально-технической базы, износ оборудования, старение кадров и, как следствие, отсутствие современных и востребованных направлений технического творчества в ОДО, привело к оттоку детей в наиболее оснащенные современным оборудованием СОШ.

Решением этой проблемы может быть обучение педагогов ОДО востребованному в последние годы направлению «Архитектурное макетирование», а также начальному техническому моделированию, не требующим значительных финансовых затрат, и формирующим у детей основы технической грамотности, с последующей разработкой педагогами образовательных программ и реализацией их во вновь созданных учебных объединениях на базе ОДО.  

Координируют деятельность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности ресурсообеспечивающие организации, выполняющие функцию методической поддержки развития технической направленности в региональной системе дополнительного образования:

  • 2 региональных ресурсных центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»);
  • 12 региональных инновационных площадок по робототехнике (в том числе 11 – на базе СОШ Бондарского, Никифоровского, Тамбовского районов, городов Котовска, Мичуринска, Моршанска и Тамбова; 1 – на базе  СЮТ города Мичуринска);
  • 8 ресурсных центров Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» (в том числе 1 – на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»,  7 – на базе СОШ городов Котовска, Мичуринска, Тамбова);
  • 2 специализированные ОДО (СЮТ г.Мичуринска и г.Рассказово);
  • 1 базовая ОДО (Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г.Уварово).

В 2017 году ресурсное обеспечение технической направленности усилилось благодаря открытию школы «Сколково-Тамбов» и Центра дополнительного  образования  «Детский технопарк «Кванториум-Тамбов.

Важным  результатом в деятельности муниципальных ресурсных центров за отчетный период стало увеличение количества учебных объединений технической направленности. Создано дополнительно 6 объединений, из них 3  по робототехнике (в Бондарском, Жердевском, Рассказовском районах) и  3   по авиамоделизму (в Бондарском,  Мордовском и Тамбовском  районах). Это произошло благодаря проведению серии мотивирующих и обучающих мастер-классов и распределения материальных ресурсов педагогами СОШ Бондарского района, СЮТ г.Рассказово,  Детского образовательно-оздоровительного центра «Кристалл» г.Уварово. 

Благодаря комплексу мер, инициированному на региональном уровне, на базе образовательных организаций 5 муниципалитетов открыты центры технического творчества (СОШ Бондарского, Гавриловского, Жердевского, Знаменского, Инжавинского районов), призванные стать ресурсными в данных территориях.  

Эта работа будет продолжена в 2018 году. Так, планируются к открытию еще 7 центров технического творчества (на базе СОШ Моршанского, Первомайского, Петровского, Пичаевского, Рассказовского районов, на базе ОДО Мордовского и Ржаксинского районов).

Кроме того, на базе ОДО (СЮТ г.Рассказово, «Токаревский районный Дом детского творчества» Токаревского района, «Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г.Уварово) будут открыты пилотные площадки по развитию технического творчества в сфере робототехники и авиамоделизма. 

Следует отметить, что модернизация структурной организации дополнительного образования в сфере технического творчества  за отчетный период коснулась 9 муниципальных образований (30% от общего их количества), что соответствует   индикаторам эффективности реализации регионального приоритетного проекта «Доступное  дополнительное образование для детей в Тамбовской области».  

 

Работа, проводимая в региональной системе дополнительного образования по развитию технической направленности,  ведется по следующим направлениям:

образовательная деятельность по научно-техническому и спортивно-техническому направлениям; 

конкурсное и олимпиадное движение;

реализация проектов и марафонов. 

 

Программное обеспечение

Программное обеспечение технической направленности дополнительного образования представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 364 (в 2016 году – 292, в 2015 году – 296), из них:

  • в ОДО  – 50 программ (в 2016 году – 65, в 2015 – 83);
  • в СОШ – 265 программ (в 2016 году – 227, в 2015 – 213);
  • в ДОО – 19 программ (в 2016 и 2015 годах учет не проводился);
  • в ПОО – 30 программ (в 2016 и 2015 годах учет не проводился).

Доля программ технической направленности от общего количества программ в региональной  системе дополнительного образования составляет 5,3% (в 2016 году – 4,6%, в 2015 – 4,2%). 

 

Количество дополнительных общеразвивающих программ

Тип образовательной организации
Организации дополнительного образования
Общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации
Профессиональные образовательные организации
Всего
Процентное соотношение (от общего количества программ в региональной системе ДО)
2015 год
83
213
-
-
296
4,2%
2016 год
65
227
-
-
292
4,6%
2017 год
50
265
19
30
364
5,3%

 

В учебных объединениях по математике реализуется 208  программ.

Наибольшее количество программ технической направленности реализуется в образовательных организациях городов Мичуринска (18) Моршанска (21),  Рассказово (18), Тамбова (55), наименьшее  – в образовательных организациях Гавриловского (3), Знаменского (3), Ржаксинского (3), Сампурского (3) и Уваровского (1) районов. 

По типу и срокам реализации среди образовательных программ преобладают модифицированные краткосрочные  программы, рассчитанные на категорию детей младшего и среднего школьного возраста (доля этих программ составляет 72% от общего количества программ технической направленности, реализуемых в региональной системе дополнительного образования). Кроме того, в области реализуются экспериментальные (13%), авторские (20%), разноуровневые (24%) программы.  

В 2017 году разработано 20 программ технической направленности нового качества, из них: 6 программ по инновационным направлениям технического творчества для обеспечения деятельности детского технопарка «Кванториум-Тамбов», 11 программ для организации дополнительного образования в МАОУ СОШ № 1 – «Школа Сколково-Тамбов», 1 дистанционная программа, 1 программа летней профильной смены. Доля этих программ составила 5,5% от общего количества реализуемых программ технической направленности (364) в региональной системе дополнительного образования, что соответствует индикатору эффективности реализации регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» (в 2017 году – 5%).  

В отчетный период разработан сборник регламентов для соревнований по робототехнике, методические рекомендации по разработке и созданию веб-сайтов с использованием систем управления контентом (CMS).

Часть программно-методических ресурсов размещена на региональном портале «Техносфера +» (4 программы, 10 методических разработок по различным направлениям технического творчества), 1 программа размещена на Едином национальном портале.

В то же время в области, по-прежнему, слабо развита система дистанционного и сетевого обучения, сохраняется недостаток программ для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, программ нового поколения и программ, реализуемых в каникулярный период, в том числе программ летних смен с образовательным компонентом. 

 

Кадровое обеспечение

Общее количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности,  составляет 379 человек (в 2016 году – 249, в 2015  – 145), из них:

  • в ОДО  – 57 человек (в 2016 году – 48, в 2015 – 63);
  • в СОШ – 265 человек (в 2016 году – 201, в 2015 – 82);
  • в ДОО – 15 человек (в 2016 и 2015 годах учет не проводился);
  • в ПОО – 42 человека (в 2016 и 2015 годах учет не проводился).

Доля педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности,   от общего количества педагогов в региональной  системе дополнительного образования составляет 4,8% (в 2016 году – 4,4%, в 2015 – 8,7%).

 

Количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности

Тип образовательной организации
Организации дополнительного образования
Общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации
Профессиональные образовательные организации
Всего                     
Процентное соотношение (от общего количества педагогов в региональной системе ДО)
2015 год
63
82
-
-
145
8,7%
2016 год
48
201
-
-
249
4,4%
2017 год
57
265
15
42
379
4,8%

 

Количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы по математике, составляет 340 человек.

Анализ количественных показателей позволяет сделать вывод о значительном (более чем в 4,5 раза) преобладании числа педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы  на базе СОШ, по сравнению с аналогичным показателем в ОДО.   

Это связано с преобладанием программ по современным направлениям технического творчества (робототехника, легоконструирование и моделирование, программирование, WEB-дизайн), что требует соответствующего материально-технического оснащения  и кадрового обеспечения, имеющих место преимущественно в СОШ.

К муниципалитетам, имеющим наиболее значительный кадровый потенциал для развития технического творчества, можно отнести Кирсановский (22 педагога), Тамбовский (19) районы, города Мичуринск (27), Моршанск (27),  Тамбов (56).

Кроме того, с расширением и обновлением инфраструктуры технического творчества, развитием инновационных направлений намечена позитивная тенденция омоложения педагогических кадров. 

Наименьшее количество педагогов отмечается в Уваровском (1 педагог) и Уметском (2) районах.

Это связано с неразвитостью инфраструктуры дополнительного образования технической направленности в данных территориях (в Уваровском районе отсутствуют ОДО, в Уметском на базе ОДО создано только 1 объединение технической направленности), отсутствием системы сетевого и межведомственного взаимодействия по развитию технического творчества.

Одной из важных задач регионального приоритетного проекта  «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» является развитие кадрового потенциала. 

За последние 3 года работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, трансляции лучших практик  приобрела системный характер. Ежегодно проводится комплекс мероприятий для педагогов, направленных на  сопровождение развития и совершенствования их профессионального мастерства.  В 2017 году в области проведено 6 мероприятий (в 2016 году – 3, в 2015 – 4), в том числе

 4 мастер-класса:

  • «Развитие  творческих  способностей  младших школьников посредством конструкторской и проектной деятельности на основе конструктора «LEGO» (апрель);
  •  «Формирование навыков управления радиоуправляемыми моделями посредством информационно-коммуникационных технологий» (апрель);
  • «Пилотирование радиоуправляемых авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов» (ноябрь);
  • «Пилотирование летательных интеллектуальных робототехнических систем» (декабрь);

1 обучающий семинар «Методика работы с одаренными детьми при подготовке к соревновательным мероприятиям по робототехнике»  (октябрь) и 1 стажировка для судей робототехнических соревнований (апрель). Общий охват педагогических работников, принявших участие в областных мероприятиях, составил  более 50 человек.

Наиболее активными участниками  областных мероприятий стали педагоги Бондарского, Мучкапского, Тамбовского районов и городов Котовск, Рассказово, Тамбов. 

Кроме того, педагоги области вовлечены в систему творческих и профессиональных конкурсов. В 2017 году 8 педагогов приняли участие в региональных этапах XII Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (4 педагога, из них: 1 – лауреат, 2 призера) и Всероссийского конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ (4 педагога, из них: 1 лауреат).  

1 методический материал (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества») направлен для участия во Всероссийском открытом творческом конкурсе работников образовательных организаций в сфере дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп – 2017» в номинации «Организация деятельности и программного обеспечения инновационных площадок» (итоги будут подведены в декабре 2017). 

Программа «В мире робототехники» (МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина г.Тамбова) направлена на рассмотрение для размещения в банке данных лучших практик в образовании.

В соответствии  с индикаторами регионального приоритетного проекта  «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» доля педагогических работников дополнительного образования, охваченных системой сопровождения развития  и совершенствования профессионального мастерства, должна  составлять в 2017 году – 20%, что, в целом,  соответствует действительности.

 

Конкурсы и массовые мероприятия для детей

Традиционной формой мероприятий, направленных на вовлечение детей в техническое творчество, повышение их мотивации, раскрытие и развитие способностей, является проведение конкурсных и массовых мероприятий.

Среди них:

конкурсы:

  • IХ областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век» (апрель);
  • V областной конкурс web-сайтов обучающихся «Мой первый сайт» (апрель);
  • областной конкурс конструкторской и изобретательской деятельности «Идеи молодых – дорога в будущее» (ноябрь);

 олимпиады:

  •  областная робототехническая олимпиада (февраль);

конференции:

  • областная научно-практическая конференция учащихся «IT-старт» (апрель);

соревнования:

  • открытые соревнования Тамбовской области по авиационным свободнолетающим моделям (февраль);
  • IV областные соревнования по робототехнике (апрель);
  • областные соревнования по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей (май);

фестивали:

  • VII открытый межрегиональный фестиваль робототехники Тамбовской области (декабрь)

 

Охват детей конкурсами и массовыми мероприятиями по техническому творчеству и результативность участия 

Наименование показателя
Количество областных мероприятий
Количество обучающихся, принявших участие в областных мероприятиях
Доля обучающихся, принявших участие в областных мероприятиях, от общего числа обучающихся в объединениях технической направленности  региональной системы дополнительного образования (%)
Количество победителей и призеров 
Процентное соотношение победителей и призеров  от общего количества участников  
2015 год
8
1013
18,6%
198
20%
2016 год
12
1186
21%
308
26%
2017 год
9
715
7,6%
188
26%  

 

В 2017 году в области проведено 9  конкурсов и массовых мероприятий по техническому творчеству для детей с охватом 713 обучающихся (в 2016 году – 12 конкурсов и массовых мероприятий с охватом 1186; в 2015 году – 8, 1013).

Общее количество победителей и призеров конкурсов уменьшилось по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза и составило 188 человек, 26% от общего количества участников конкурсов (в 2016 году – 308, 26%; 2015 – 198, 20%).

Уменьшение количества мероприятий и участников связано с частичной оптимизацией однотипных конкурсных мероприятий (областной конкурс конструкторской и изобретательской деятельности «Идеи молодых – дорога в будущее» объединил 3 ранее разрозненных конкурса), повышением уровня сложности конкурсных заданий и исключением номинаций, не соответствующих научно-техническому профилю деятельности (рисунки, плакаты).

В отчетный период впервые была проведена областная зимняя творческая Школа для технически одаренных детей в системе дополнительного образования «Звездные каникулы» (42 участника).  

Кроме того, широкое распространение получила практика комплексного подхода к проведению мероприятий, направленного на популяризацию и развитие технического творчества, включающего обучающие и познавательные  мастер-классы, интерактивные площадки с презентацией опыта работы. Всего в рамках областных мероприятий по техническому творчеству проведено 3 мастер-класса с охватом 57 обучающихся, 6 интерактивных площадок с презентацией опыта работы по развитию технического творчества.

Наиболее активными в конкурсных мероприятиях стали обучающиеся города Тамбова (331 участник), подведомственных организаций (56), города Мичуринска (42), Петровского района (41). 

Высокую результативность в областных конкурсных мероприятиях демонстрируют обучающиеся города Тамбова (82 призовых места, 25% от общего количества участников), города Мичуринска (24, 57%), подведомственных организаций (19, 34%), города Уварово (10, 63%). 

В этих муниципалитетах созданы ресурсные центры по направлениям технического творчества: робототехника (Мичуринск,  Тамбов), авиамоделирование (Мичуринск, Уварово). Мотивированность педагогов и детей на успех в выбранных сферах деятельности приводит к высоким результатам в областных конкурсах и свидетельствует об успешном решении образовательных задач. 

Кроме того,  качественный уровень подготовки обучающихся и высокая результативность по итогам областных конкурсов и массовых мероприятий позволили в  2017 году сохранить на хорошем уровне количество участников Тамбовской области в межрегиональных и всероссийских фестивалях, олимпиадах, конкурсах и конференциях по техническому творчеству.   Общий охват детей этими мероприятиями составил  29 человек, процентное соотношение победителей и призеров – 13% (в 2016 году – 39 человек, 23%; 2015 – 32, 25%).     

В 2017 году учащиеся Тамбовской области впервые приняли участие во Всероссийском конкурсе «Школа исследователей и изобретателей «ЮниКвант» (всего 38 обучающихся из Знаменского, Сампурского, Токаревского районов, городов Кирсанова, Мичуринска, Рассказово, Тамбова). 2 победителя  (Сампурский район) стали участниками федеральной профильной смены «Школа исследователей и изобретателей «ЮниКвант» в ВДЦ «Орленок». Кроме того, в ноябре 2017 года 12 учащихся области  приняли участие во всероссийской профильной смене по информационным технологиям и техническим видам спорта «Начни IT» в ВДЦ «Смена».   

В то же время, ни в одном областном конкурсе  не приняли участие образовательные организации Жердевского, Инжавинского, Кирсановского, Мордовского, Сампурского, Уваровского и Уметского районов.  

Особую тревогу вызывает ситуация в Жердевском, Инжавинском и Кирсановском районах, в образовательных организациях которых реализуется  широкий спектр дополнительных общеразвивающих программ технической направленности с охватом более 100 детей в каждом муниципалитете,    функционируют многопрофильные ОДО (Жердевский, Инжавинский районы).  

Это происходит вследствие отсутствия системы работы специалистов муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций по информированию и проведению областных конкурсов на муниципальном уровне и мотивации у педагогов, не желающих повышать собственную профессиональную компетентность и вовлекать в творческую деятельность обучающихся. 

 

Региональные проекты и инициативы

Одним из важных направлений в сфере развития технического творчества детей и молодежи является участие в реализации региональных проектов и инициатив. В Тамбовской области реализуются региональные проекты «Образовательная робототехника» и  «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области», а также областной марафон технического творчества «Старт».

Целенаправленная работа по развитию образовательной робототехники в регионе привела к положительной оценке эффективности реализации проекта. Количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности по образовательной робототехнике, с 2011 года увеличилось почти  в 3 раза (34). В 13 раз (1066) увеличился охват детей в объединениях робототехники.  Более 50 педагогов повысили свою квалификацию на базе лидерских практик. Сформированы программно-методическое обеспечение (разработано 70 образовательных программ) и система мероприятий, участниками которых ежегодно становятся более 300 учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также студентов организаций высшего профессионального образования.

Наиболее активно робототехника развивается в образовательных организациях города Тамбова (31 объединение, 477 учащихся), Тамбовского района (5 объединений, 69 учащихся),  города Рассказово (4 объединения, 59 учащихся). Это связано с наличием в данных муниципалитетах региональных инновационных площадок по робототехнике, близостью размещения к научным центрам.

За период реализации регионального проекта «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области» с 2016 года произошло расширение сети авиамодельных объединений (дополнительно созданы 3 объединения в Бондарском,  Мордовском и Тамбовском  районах). Общее количество объединений в 2017 году составило  12  с охватом 239 учащихся. Общее  количество программ – 4,  из них 1 – авторская (Уварово).

Наиболее активно авиамоделирование развивается в образовательных организациях городов Мичуринска (3 объединения, 98 учащихся), Уварово (1 объединение, 22 учащихся), и Тамбовского района (2 объединения, 53 учащихся).

Эффективной региональной инициативой, позволившей объединить  широкий спектр мероприятий, направленных на развитие и популяризацию  технического творчества детей и молодежи, привлечение их к изобретательской, конструкторской и научно-исследовательской деятельности, является областной двухгодичный марафон технического творчества «Старт».  

За период реализации марафона в 2016-2017гг. проведено 19 мероприятий с  охватом 1706 обучающихся. Наиболее активными его участниками стали образовательные организации городов Тамбова (689 участников), Мичуринска (109), Тамбовского (86) и Петровского районов (84).  

Таким образом, объединив все показатели мониторинга в разрезе территорий, можно сделать вывод о том, что техническая направленность дополнительного образования наиболее динамично развивается в Тамбовском районе и городах Мичуринске, Рассказово, Тамбове.   

К территориям с низкими показателями относятся Гавриловский, Уметский и Уваровский районы.    

 

Проблемы:

  • недостаточно развита инфраструктура в Гавриловском (1 СОШ),   Ржаксинском  (1 СОШ)  и    Уваровском (1 СОШ)   районах;
  • недостаточное количество программ нового поколения, в том числе программ, реализуемых в дистанционной и сетевой формах;
  • недостаточное количество программ для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение; программ, реализуемых в каникулярный период, в том числе программ летних смен с образовательным компонентом;
  • низкий уровень организации системы работы специалистов муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций по информированию и проведению областных конкурсов на муниципальном уровне в Жердевском, Инжавинском, Кирсановском, Мордовском, Сампурском районах;
  • недостаточное количество квалифицированных педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе ОДО.

 

В 2018 году предстоит решать задачи, сформулированные в контексте задач регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области»:      

  • способствовать обеспечению выравнивания  доступности предоставления дополнительного образования детей по технической направленности;
  • способствовать обеспечению повышения качества  дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через формирование нового содержания дополнительного образования, внедрение инновационных педагогических практик,  независимой оценки качества;   
  • способствовать расширению сети ресурсных центров по развитию технической направленности дополнительного образования, обеспечивая организационно-методическую поддержку;   
  • способствовать развитию региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в сфере технического творчества;
  • способствовать развитию кадрового потенциала региональной системы дополнительного образования детей.

 

Решение поставленных задач планируется осуществить через:

  • проведение ежегодного мониторинга состояния технической направленности в образовательных организациях области;
  • проведение детального анализа реализуемых программ на основе независимой оценки качества дополнительного образования;
  • разработку и внедрение разноуровневых (ознакомительный, базовый, продвинутый) программ дополнительного образования, в том числе в дистанционных и сетевых формах;       
  • наполнение регионального программного навигатора, обеспечивающего доступность и открытость дополнительного образования.
  • вовлечение лучших педагогов в систему профессиональной подготовки кадров;
  • обучение методистов и педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетентности в сфере методической деятельности (через систему занятий в региональной межведомственной школе профессионального мастерства);
  • анонсирование лучших педагогических практик в сборниках, виртуальном методическом кабинете на сайте Центра, региональном портале «Техносфера+» и Едином национальном портале дополнительного образования детей;   
  • повышение квалификации педагогических кадров, разработку и издание учебно-методических материалов по технической направленности, в том числе дополнительных общеразвивающих программ технической направленности нового качества;
  • выстраивание системы взаимодействия между специалистами муниципальных отделов образования, базовых и специализированных ОДО, руководителями и педагогами школ (в частности с педагогами информатики и ИКТ) по популяризации таких широко распространенных видов технического творчества, как компьютерные и информационные технологии, медиа творчество и др. с использованием ресурсов школьных кабинетов информатики;
  • включение территорий-аутсайдеров (Гавриловский, Уметский, Уваровский районы) в реализацию региональных проектов и инициатив в сфере технического творчества;
  • открытие и полноценное функционирование на базе многопрофильной ОДО Ржаксинского района центра по развитию технического творчества с выполнением роли ресурсного центра в муниципалитете.

 

Ожидаемые результаты:

  • реализуются современные вариативные востребованные дополнительные общеразвивающие программы технической направленности с обеспечением доступа к этим программам для всех категорий детей;
  • обеспечено наполнение ресурсами регионального сегмента общедоступного программного навигатора;
  • действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленных на мотивацию детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка;
  • обновлена инфраструктура технической направленности дополнительного образования (открыты центры технического творчества  в СОШ Моршанского, Первомайского, Петровского, Пичаевского, Рассказовского районов, на базе ОДО Мордовского и Ржаксинского районов. Кроме того, на базе ОДО (СЮТ г.Рассказово, «Токаревский районный Дом детского творчества» Токаревского района, «Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г.Уварово) открыты пилотные площадки по развитию технического творчества в сфере робототехники и авиамоделизма));
  • выстроена система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в сфере технического творчества;
  •  обеспечен рост уровня профессиональной компетенции педагогических кадров технической направленности.

 

Критерии оценки эффективности работы Центра по развитию технической направленности в региональной системе дополнительного образования:

  • доступность дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Тамбовской области (доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической направленности, составляет 10%);
  • качество реализации дополнительных общеразвивающих программ технической  направленности в образовательных организациях области (доля реализуемых программ нового качества по технической направленности – 7%);     
  • модернизация структурной организации региональной системы дополнительного образования детей на территории области (доля муниципальных образований, охваченных модернизацией структурной организации дополнительного образования – 50%);   
  • развитие региональной системы выявления и поддержки одаренных детей (доля учащихся образовательных организаций области, принявших участие в конкурсных мероприятиях – 50%);      
  • кадровый потенциал региональной системы дополнительного образования детей  (доля педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования области, охваченных системой сопровождения развития и совершенствования профессионального мастерства работников дополнительного образования – 35%).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика