Поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий становятся на современном этапе развития страны важными приоритетами государственной политики в сфере образования.

Основными векторами развития технического творчества в регионе являются: модернизация и расширение деятельности по развитию технического творчества, формирование у подрастающего поколения технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий техническим творчеством, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия.

Развитие технической направленности обозначено в числе ведущих показателей эффективности реализации регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области», утвержденного постановлением администрации области в июле 2017 года.

В 2018 году деятельность региональной системы дополнительного образования по развитию технического творчества была направлена на решение следующих задач:

  • обеспечение выравнивания доступности предоставления дополнительного образования детей по технической направленности; обеспечение повышения качества дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через формирование нового содержания дополнительного образования, внедрение инновационных педагогических практик, независимой оценки качества;
  • методическая поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие региональных и муниципальных ресурсных центров дополнительного образования;
  • развитие региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в сфере технического творчества;
  • развитие кадрового потенциала;
  • развитие инфраструктуры.

Положения, направленные на развитие технического творчества, содержатся в ряде региональных нормативно-правовых документов:

  • государственной программе Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы;
  • концепциях «Развитие дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы» и «Развитие региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015-2020 годы»;
  • плане мероприятий Тамбовской области по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • региональном приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области».

На территории области в сфере технического творчества реализуются: «Комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015-2020 годы»;

региональные проекты «Образовательная робототехника» и «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области»;

областной марафон технического творчества «Старт».

Вопросы организации работы по развитию технической направленности в региональной системе дополнительного образования в 2018 году неоднократно рассматривались на заседаниях областного семинара-совещания для руководителей организаций дополнительного образования, коллегиях управления образования и науки области, селекторных совещаниях сферы образования.

В целях совершенствования организационно-методического сопровождения работы по развитию технической направленности дополнительного образования в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, направлено 15 приказов управления образования и науки области, 46 информационно-методических писем ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», который с февраля 2018 года работает в статусе Регионального модельного центра дополнительного образования детей.

В сети Интернет организована работа портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+» (http://tehnosfera.68edu.ru/). Техническое творчество активно освещается на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей (http://dopobr.68edu.ru/), региональном портале «Дополнительное образование детей Тамбовской области» (http://dop.68edu.ru/), в социальных сетях (https://vk.com/, https://www.facebook.com/, https://ok.ru, https://www.instagram.com/).

 

Инфраструктура технической направленности

В области создана и получила развитие инфраструктура технической направленности:

ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей;

2 специализированные организации дополнительного образования (СЮТ г.Мичуринска и г.Рассказово) (в 2017 – 2, в 2016 – 2);

19 многопрофильных организаций дополнительного образования (в 2017 – 17, в 2016 – 16);

68 общеобразовательных организаций (в 2017 – 67, в 2016 – 62);

23 дошкольных образовательных организаций (в 2017 – 23, в 2016 учет не проводился);

11 профессиональных образовательных организаций (в 2017 – 11, в 2016 учет не проводился);

2 организации высшего образования (в 2017 и 2016 учет не проводился);

652 учебных объединения с охватом 9871 обучающихся (в 2017 году – 660 объединений с охватом 9378 обучающихся, в 2016 – 425, 5758), из них:

в ОДО – 139 учебных объединений с охватом 1741 обучающихся (в 2017 году – 137 объединений с охватом 1723 обучающихся, в 2016 – 134, 1713);

в СОШ – 409 учебных объединений с охватом 6920 обучающихся (в 2017 году – 404 объединения с охватом 6392 обучающихся, в 2016 – 291, 4045);

в ДОО – 44 учебных объединения с охватом 372 обучающихся (в 2017 году – 24 объединения с охватом 227 обучающихся, в 2016 году учет не проводился);

в ПОО – 40 учебных объединений с охватом 550 обучающихся (в 2017 году – 95 объединений с охватом 1036 обучающихся, в 2016 году учет не проводился);

в организациях высшего образования (ОВО) – 20 учебных объединений с охватом 288 обучающихся (в 2017 и 2016 годах учет не проводился).

Доля объединений технической направленности от общего количества учебных объединений в региональной системе дополнительного образования остается стабильной на протяжении 3 последних лет и составляет 5,1% (в 2017 году – 5%, в 2016 – 4,9%).

Доля детей, занимающихся в объединениях технической направленности, от общего числа обучающихся в региональной системе дополнительного образования – 9,6% (в 2017 году – 9%, в 2016 – 5%) (табл. 25, 26).

В 2018 году вследствие совершенствования инструментария мониторинговой оценки состояния региональной системы дополнительного образования, удалось вывести из состава технической направленности предметную область «математика», добившись наиболее объективной оценки состояния технической направленности.

Наиболее развита инфраструктура технической направленности в городах Мичуринске (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 2 СОШ, 1 ВОО), Моршанске (1 многопрофильная ОДО, 2 СОШ, 1 ПОО), Рассказово (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 1 СОШ, 1 ДОО, 1 ПОО), Тамбове (1 многопрофильная ОДО, 11 СОШ, 19 ДОО, 4 ПОО, 1 ВОО).

Кроме того, в отчетный период произошло расширение и обновление инфраструктуры технической направленности вследствие:

учета организаций высшего образования при проведении мониторинга состояния региональной системы дополнительного образования;

открытия 1 сентября 2018 года в Мордовском районе на базе МБОУ «Оборонинская СОШ» школы Политех+, имеющей профильную инженерно-техническую направленность;

открытия 1 декабря 2018 года на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ» Центра развития современных компетенций детей, деятельность которого направлена на реализацию, в том числе дополнительных общеобразовательных программ технической направленности и современных образовательных модулей предметной области «Технология».

В наименьшей степени инфраструктура развита в Гавриловском (1 СОШ), Знаменском (1 СОШ), Ржаксинском (1 СОШ) и Уваровском (1 СОШ) районах. Здесь отсутствуют многопрофильные ОДО (за исключением Ржаксинского района), ПОО, которые могли бы стать центрами развития технического творчества и формирования кадрового потенциала для образовательных организаций муниципалитетов.

Наибольшее количество учебных объединений технической направленности создано в образовательных организациях Тамбовского района (48 объединений с охватом 588 обучающихся) и городов Мичуринска (74 объединений с охватом 928 обучающихся), Моршанска (51, 765), Тамбова (208, 2922) как следствие хорошо развитой и обновленной инфраструктуры.

И, как следствие недостаточно развитой инфраструктуры, наименьшее количество объединений – в Гавриловском (4 объединения с охватом 47 обучающихся), Знаменском (4, 42), Ржаксинском (2, 15), Уваровском (2, 23) районах и городе Кирсанове (4, 62).

В целом тенденция увеличения количества учебных объединений и охвата детей за последние 3 года стабильно сохраняется в организациях дополнительного образования.

В то же время, наряду с притоком обучающихся в объединения технической направленности организаций дошкольного и высшего образования, в отчетный период произошло значительное уменьшение этого показателя в общеобразовательных (на 972 обучающихся меньше) и профессиональных организациях (на 486 обучающихся меньше).

Это можно объяснить нововведениями, связанными с деятельностью программного навигатора и сертификацией дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных организациях области, в рамках выполнения плана мероприятий приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области».

В области ведется постоянная целенаправленная работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами технической направленности:

  • развитие и популяризация системы мероприятий для детей и педагогов, в том числе в рамках областного марафона технического творчества «Старт»;
  • реализация региональных проектов «Образовательная робототехника» и «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области»;
  • реализация Комплекса мер, направленных на создание условий для развития ДОД в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015-2020гг.;
  • расширение и обновление инфраструктуры технической направленности;
  • деятельность регионального портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+»;
  • наполнение регионального программного навигатора, обеспечивающего доступность и открытость дополнительного образования.

 

Координируют деятельность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности ресурсообеспечивающие организации, выполняющие функцию методической поддержки развития технической направленности в региональной системе дополнительного образования:

2 региональных ресурсных центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»);

Центр дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум-Тамбов»;

12 региональных инновационных площадок по робототехнике (в том числе 11 – на базе СОШ Бондарского, Никифоровского, Тамбовского районов, городов Котовска, Мичуринска, Моршанска и Тамбова; 1 – на базе СЮТ города Мичуринска);

8 ресурсных центров Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» (в том числе 1 – на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, 7 – на базе СОШ городов Котовска, Мичуринска, Тамбова);

3 пилотные площадки по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей технической направленности в сфере робототехники и авиамоделизма на базе ОДО (СЮТ г.Рассказово, «Токаревский районный Дом детского творчества» Токаревского района, «Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г.Уварово);

2 специализированные ОДО (СЮТ г. Мичуринска и г. Рассказово);

1 базовая ОДО (Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г. Уварово).

Важным результатом в деятельности муниципальных ресурсных центров за отчетный период стало увеличение количества учебных объединений технической направленности. Создано дополнительно 10 объединений по робототехнике (в г.Тамбове и Кирсановском районе) и 3 по авиамоделизму (в Бондарском, Мордовском и Тамбовском районах). Это произошло благодаря проведению серии мотивирующих и обучающих мастер-классов и распределения материальных ресурсов педагогами СОШ Бондарского района, СЮТ г. Рассказово, Детского образовательно-оздоровительного центра «Кристалл» г. Уварово.

Благодаря комплексу мер, инициированному на региональном уровне, на базе образовательных организаций 6 муниципалитетов открыты центры технического творчества (СОШ Мордовского, Моршанского, Первомайского, Петровского, Пичаевского, Рассказовского районов), призванные стать ресурсными в данных территориях.

Следует отметить, что модернизация структурной организации дополнительного образования в сфере технического творчества за отчетный период коснулась 11 муниципальных образований (37% от общего их количества).

Работа, проводимая в региональной системе дополнительного образования по развитию технической направленности, ведется по следующим направлениям:

  • образовательная деятельность по научно-техническому и спортивно-техническому направлениям;
  • конкурсное и олимпиадное движение;
  • реализация проектов и марафонов.

 

Программное обеспечение

Программное обеспечение технической направленности дополнительного образования представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 402 (в 2017 году – 368, в 2016 году – 292), из них:

в ОДО – 74 программы (в 2017 году – 50, в 2016 – 65);

в СОШ – 246 программ (в 2017 году – 269, в 2016 – 227);

в ДОО – 24 программы (в 2017 году – 19, в 2016 году учет не проводился);

в ПОО – 41 программа (в 2017 году – 30, в 2016 году учет не проводился);

в ОВО – 17 программ (в 2017 и 2016 годах учет не проводился).

Доля программ технической направленности от общего количества программ в региональной системе дополнительного образования составляет 6,3% (в 2017 году – 5,3%, в 2016 – 4,6%) (табл. 27).

Наибольшее количество программ технической направленности реализуется в образовательных организациях Тамбовского района (29) и городов Мичуринска (48) Моршанска (23), Тамбова (89), наименьшее – в образовательных организациях города Кирсанова (3), Гавриловского (3), Знаменского (2), Ржаксинского (2) и Уваровского (2) районов.

По типу и срокам реализации среди образовательных программ преобладают модифицированные долгосрочные программы, рассчитанные на категорию детей младшего и среднего школьного возраста (доля этих программ составляет 41% от общего количества программ технической направленности, реализуемых в региональной системе дополнительного образования). Кроме того, в области реализуются экспериментальные (13%), авторские (9%), разноуровневые (16%), профессионально ориентированные (10%), адаптивные (2%) программы, программы для одаренных детей (7%). На долю сетевых и дистанционных приходится лишь 2% программ.

В 2018 году разработана 31 программа технической направленности нового качества, из них:

5 программ для реализации в детском технопарке «Кванториум-Тамбов;

6 программ для организации дополнительного образования в МБОУ «Оборонинская СОШ» школы Политех+;

11 программ для обеспечения деятельности Центра развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ»;

4 дистанционные программы, 1 программа летней профильной смены, 4 разноуровневые программы.

Доля этих программ составила 7,7% от общего количества реализуемых программ технической направленности (402) в региональной системе дополнительного образования.

2 программы прошли конкурсный отбор в рамках выполнения технического задания в соответствии с письмом управления образования и науки области от 26.07.2018 № 1.06-10/3089 «О приеме заявок на осуществление работ по разработке и дальнейшей реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ нового поколения».

В отчетный период разработан сборник методических материалов в помощь педагогам, реализующим дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Часть программно-методических ресурсов размещена на региональном портале «Техносфера +» (6 программ, более 20 методических разработок по различным направлениям технического творчества), 1 программа размещена на Едином национальном портале, 1 – в региональном межведомственном банке эффективных (лучших) практик в системе ДОД Тамбовской области.

В 2018 году в области начался детальный анализ качества реализуемых программ технической направленности на основе независимой оценки качества (НОК). В настоящее время на НОК заявлено 38 программ (9,5% от общего количества программ, реализуемых в региональной системе ДОД), 12 успешно прошли экспертизу и допущены к реализации. Эта работа будет продолжена в 2019 году.

В то же время, не смотря на значительные положительные изменения, по-прежнему, слабо развита система дистанционного и сетевого обучения, сохраняется недостаток программ для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, программ нового поколения, адаптивных программ, программ для работы с одаренными детьми и программ, реализуемых в каникулярный период.

 

Кадровое обеспечение

Общее количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, составляет 394 человека (в 2017 году – 377, в 2016 – 249), из них:

в ОДО – 62 человека (в 2017 году – 57, в 2016 – 48);

в СОШ – 259 человек (в 2017 году – 265, в 2016 – 201);

в ДОО – 24 человека (в 2017 году – 15, в 2016 году учет не проводился);

в ПОО – 39 человек (в 2017 году – 42, в 2016 году учет не проводился);

в ОВО – 10 человек (в 2017 и 2016 годах учет не проводился).

Доля педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, от общего количества педагогов в региональной системе дополнительного образования составляет 5,9% (в 2016 году – 4,8%, в 2015 – 4,4%).

Анализ количественных показателей позволяет сделать вывод о значительном (более чем в 4 раза) преобладании числа педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе СОШ, по сравнению с аналогичным показателем в ОДО.

Это связано с преобладанием программ по современным направлениям технического творчества (робототехника, легоконструирование и моделирование, программирование, WEB-дизайн), что требует соответствующего материально-технического оснащения и кадрового обеспечения, имеющих место преимущественно в СОШ.

К муниципалитетам, имеющим наиболее значительный кадровый потенциал для развития технического творчества, можно отнести Тамбовский район (27), города Мичуринск (37), Моршанск (34), Тамбов (90).

Кроме того, с расширением и обновлением инфраструктуры технического творчества, развитием инновационных направлений намечена позитивная тенденция омоложения педагогических кадров.

Наименьшее количество педагогов отмечается в Гавриловском (3 педагога), Знаменском (2), Ржаксинском (2), Уваровском (2) районах и городе Кирсанов (3).

Это связано с неразвитостью инфраструктуры дополнительного образования технической направленности в данных территориях (в Уваровском районе отсутствуют ОДО), отсутствием системы сетевого взаимодействия по развитию технического творчества.

Одной из важных задач регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» является развитие кадрового потенциала.

За последние 3 года работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, трансляции лучших практик приобрела системный характер. Ежегодно проводится комплекс мероприятий для педагогов, направленных на сопровождение развития и совершенствования их профессионального мастерства.

В 2018 году в области проведено 6 мероприятий (в 2017 году – 6, в 2016 – 3), в том числе:

1 областной семинар-практикум «Инновационные технологии технического творчества»;

1 областная конференция «Сетевое взаимодействие организаций общего, дополнительного и высшего образования как фактор инновационного развития региона на основе использования цифровых технологий»;

4 мастер-класса:

«Развитие творческих способностей учащихся посредством конструкторской и проектной деятельности на основе конструктора «LEGO Mindsotrms»;

«Формирование навыков подготовки трехмерных объектов для печати на 3D-принтере»;

«Использование проектных методов на занятиях по информатике и информационным технологиям»;

«Пилотирование летательных интеллектуальных робототехнических систем» (декабрь).

Общий охват педагогических работников, принявших участие в областных мероприятиях, составил более 100 человек.

Наиболее активными участниками областных мероприятий стали педагоги Мордовского, Моршанского, Тамбовского районов и городов Моршанска, Рассказово, Тамбова.

Кроме того, педагоги области вовлечены в систему творческих и профессиональных конкурсов.

В 2018 году 1 педагог (СЮТ г. Мичуринска) по итогам заочного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» вошел в число финалистов конкурса в номинации «Техническая».

По итогам Всероссийского конкурса интернет-проектов образовательного пространства «ПЕДАГОГИКА 21 ВЕКА» региональный портал «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+» стал победителем и вошел в топ-100 лучших сайтов.

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества и результативности функционирования организаций (учреждений) системы дополнительного образования детей в современных условиях» (Москва, ФЦТТУ «Станкин») методист РМЦ ДОД награжден дипломом и памятным знаком «За преданность дополнительному образованию России» и сборником «Их именами славится Россия», в котором отражено его педагогическое кредо.

В 2018 году педагоги области прошли обучение на курсах повышения квалификации, образовательных сессиях и стажировках разного уровня:

12 педагогов по программе «Независимая оценка качества в системе дополнительного образования» (Тамбов, март); по итогам обучения все вошли в состав Регионального межведомственного совета по вопросам развития дополнительного образования;

4 педагога по комплексной очно-заочной программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи «Большие вызовы» Образовательного фонда «Талант и успех» (Сочи, март-ноябрь);

9 педагогов и специалистов по программе повышения уровня профессиональной компетентности в сфере методической деятельности через систему занятий в региональной межведомственной школе профессионального мастерства (Тамбов, 2018);

16 педагогов по программе «Методология проектирования дополнительных общеобразовательных программ» ООО «Агентство Гуманитарных Технологий «Политика Развития» (Москва, октябрь);

4 педагога по программе образовательной сессии для специалистов Детских технопарков «Кванториум» ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (Москва, октябрь);

37 педагогов по программам стажировок на базах лидерских практик (2018).

Доля педагогических работников дополнительного образования, охваченных системой сопровождения развития и совершенствования профессионального мастерства, составила 21% от общего количества педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности (394).

 

Конкурсы и массовые мероприятия для детей

Традиционной формой мероприятий, направленных на вовлечение детей в техническое творчество, повышение их мотивации, раскрытие и развитие способностей, является проведение конкурсных и массовых мероприятий.

Среди них:

конкурсы:

Х областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век» (апрель);

VI областной конкурс web-сайтов обучающихся «Мой первый сайт» (апрель);

олимпиады:

областная робототехническая олимпиада (январь);

конференции:

областная научно-практическая конференция учащихся «IT-старт» (апрель);

соревнования:

открытые соревнования Тамбовской области по авиационным свободнолетающим моделям (март);

V областные соревнования по робототехнике (апрель);

областные соревнования по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей (май);

выставки:

областная выставка начального технического конструирования и моделирования (октябрь).

фестивали:

VIII открытый межрегиональный фестиваль робототехники Тамбовской области (декабрь).

В 2018 году в области проведено 9 конкурсов и массовых мероприятий по техническому творчеству для детей с охватом 951 обучающийся (в 2017 году – 9 конкурсов и массовых мероприятий с охватом 713; в 2016 году – 12, 1186).

Общее количество победителей и призеров конкурсов составило 219 человек, 23% от общего количества участников конкурсов (в 2017 году – 188, 26%; 2016 – 308, 26%).

В 2019 году будет продолжена оптимизация однотипных конкурсных мероприятий, повышение уровня сложности конкурсных заданий, введение системы многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленных на мотивацию детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка.

Всего в рамках областных мероприятий по техническому творчеству проведено 3 мастер-класса с охватом 64 обучающихся, 4 интерактивных площадки с презентацией опыта работы по развитию технического творчества.

Кроме того, проведена летняя профильная смена «Летний технопарк» (200 участников) с привлечением наставников и специалистов Детского технопарка «Кванториум-Тамбов».

Наиболее активными в конкурсных мероприятиях стали обучающиеся города Тамбова (349 участников), города Мичуринска (49), города Уварово (43), а также Петровского (36) и Тамбовского (82) районов.

Высокую результативность в областных конкурсных мероприятиях демонстрируют обучающиеся города Тамбова (76 призовых места, 21,7% от общего количества участников), города Мичуринска (18, 36,7%), города Уварово (19, 44,1%) и Тамбовского района (12, 14,6%).

В этих муниципалитетах созданы ресурсные центры по направлениям технического творчества: робототехника (Мичуринск, Тамбов), авиамоделирование (Мичуринск, Уварово). Мотивированность педагогов и детей на успех в выбранных сферах деятельности приводит к высоким результатам в областных конкурсах и свидетельствует об успешном решении образовательных задач.

Качественный уровень подготовки обучающихся и высокая результативность по итогам областных конкурсов и массовых мероприятий позволили в 2018 году сохранить на хорошем уровне количество участников Тамбовской области в межрегиональных и всероссийских фестивалях, олимпиадах, конкурсах и конференциях по техническому творчеству.

Общий охват детей этими мероприятиями составил 33 человека, процентное соотношение победителей и призеров – 30% (в 2017 году – 29 человек, 13%; в 2016 – 39 человек, 23%).

В 2018 году учащиеся Тамбовской области впервые приняли участие в финале Всероссийской олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ) по профилям «Наносистемы и наноинженерия», «Инженерные и биологические системы» и «Беспилотные авиационные системы». Все 6 участников (Мичуринск, Тамбов) стали победителями и призерами в индивидуальном и в командном зачетах.

Кроме того, учащиеся детского технопарка «Кванториум-Тамбов» заняли 1 и 3 места в финале Всероссийского конкурса по прототипированию «Полет инженерных идей» по направлению «Промышленный дизайн» в г.Альметьевске (Татарстан), а также стали победителями в заочном отборочном этапе Международного конкурса детских инженерных команд, финал которого пройдет в Санкт-Петербурге.

В то же время, ни в одном областном конкурсе не приняли участие образовательные организации Жердевского, Знаменского, Инжавинского, Никифоровского, Рассказовского и Уваровского районов.

Особую тревогу вызывает ситуация в Жердевском, Инжавинском и Никифоровском районах, в образовательных организациях которых реализуется широкий спектр дополнительных общеразвивающих программ технической направленности с охватом более 100 детей в каждом муниципалитете, функционируют многопрофильные ОДО (Жердевский, Инжавинский районы).

Это происходит вследствие отсутствия системы работы специалистов муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций по информированию и проведению областных конкурсов на муниципальном уровне и мотивации у педагогов, не желающих повышать собственную профессиональную компетентность и вовлекать в творческую деятельность обучающихся.

 

Одним из важных направлений в сфере развития технического творчества детей и молодежи является участие в реализации региональных проектов и инициатив. В 2018 году завершилась реализация проектов «Образовательная робототехника», «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области» и продолжается реализация областного марафона технического творчества «Старт».

Целенаправленная работа по развитию образовательной робототехники в регионе привела к положительной оценке эффективности реализации проекта и дальнейшему выстраиванию работы по развитию этого направления.

В образовательных организациях области создано 79 учебных объединений образовательной робототехники (в 2017 году – 69) с охватом 1453 обучающихся (в 2017 году – 1066). Доля детей, занимающихся в объединениях образовательной робототехники, от общего числа обучающихся в объединениях технической направленности региональной системы ДО, составляет 17,4%.

Сформированы программно-методическое обеспечение (разработано 70 образовательных программ) и система мероприятий, участниками которых ежегодно становятся более 300 учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также студентов организаций высшего профессионального образования.

Наиболее активно робототехника развивается в образовательных организациях города Тамбова (43 объединения, 878 учащихся), Тамбовского района (5 объединений, 70 учащихся), города Рассказово (4 объединения, 73 учащихся). Это связано с наличием в данных муниципалитетах региональных инновационных площадок по робототехнике, детского технопарка «Кванториум-Тамбов», близостью размещения к научным центрам.

За период реализации проекта по развитию авиамоделизма с 2016 года произошло расширение сети авиамодельных объединений. В настоящее время в образовательных организациях области создано 12 учебных объединений авиамоделирования (в 2017 году – 10, 2016 – 6) с охватом 235 обучающихся (в 2017 году – 168, 2016 – 96). Кроме того, 94 учащихся обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам начального технического моделирования и конструирования, в которые включен модуль «Авиамоделирование».

Доля детей, занимающихся в объединениях авиамоделирования, от общего числа обучающихся в объединениях технической направленности региональной системы ДО, составляет 3,9%.

Важной тенденцией развития направления является значительное преобладание объединений, созданных на базе организаций дополнительного образования (9) по сравнению с объединениями, созданными на базе общеобразовательных школ (3).

Это связано с сохранившимся кадровым потенциалом организаций дополнительного образования и наличием педагогов, имеющих высокую квалификацию в сфере конструирования и моделирования авиационных моделей.

Наиболее динамично авиамоделирование развивается в городах Мичуринске, Уварово, а также в Тамбовском районе, благодаря наличию ресурсообеспечивающих организаций, которые осуществляют организационно-методическое сопровождение направления.

Ресурсное обеспечение направления улучшилось благодаря открытию в сентябре 2017 года на базе ФГБОУ ВО «Тамбовской государственный университет имени Г.Р.Державина» лаборатории робототехнических беспилотных систем, где регулярно проводятся консультации и творческие мастерские для педагогических работников и учащихся по оказанию практической помощи в работе с новейшим оборудованием. Кроме того, специалисты лаборатории оказывают содействие в организации областных соревнований по авиамодельному спорту.

Дальнейшее развитие указанных выше направлений технического творчества, планируется, в том числе, через обновление содержания и технологий дополнительного образования детей технической направленности в сфере робототехники и авиамоделизма на базе 3 пилотных площадок (СЮТ г. Рассказово, «Токаревский районный Дом детского творчества» Токаревского района, «Детский образовательно-оздоровительный центр «Кристалл» г. Уварово).

Эффективной региональной инициативой, позволившей объединить широкий спектр мероприятий, направленных на развитие и популяризацию технического творчества детей и молодежи, привлечение их к изобретательской, конструкторской и научно-исследовательской деятельности, является областной двухгодичный марафон технического творчества «Старт».

За период реализации марафона в 2016-2017гг. проведено 19 мероприятий с охватом 1706 обучающихся. Наиболее активными его участниками стали образовательные организации городов Тамбова (689 участников), Мичуринска (109), Тамбовского (86) и Петровского районов (84). В 2018 году дан старт очередному VIII марафону, итоги которого будут подведены в 2019 году.

Таким образом, объединив все показатели мониторинга в разрезе территорий, можно сделать вывод о том, что техническая направленность дополнительного образования наиболее динамично развивается в Тамбовском районе и городах Мичуринске, Моршанске, Тамбове.

К территориям с низкими показателями относятся Гавриловский, Знаменский, Ржаксинский и Уваровский районы, а также город Кирсанов.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика