Поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий становятся на современном этапе развития страны важными приоритетами государственной политики в сфере образования.  

Основными векторами развития технического творчества в регионе в соответствии с основными положениями  Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) и национального проекта «Образование» являются: обеспечение доступности и качества дополнительного образования технической направленности, формирование у подрастающего поколения технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия.

В условиях нововведений и изменений в подходах к обучению детей, основанных на формировании у них компетенций «4К», способствующих самостоятельному решению конкретных производственных задач в командном взаимодействии, актуальным остается вопрос обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами.  

Этот аспект наряду с обновлением содержания и методов дополнительного образования детей, модернизацией инфраструктуры системы ДОД и в целом увеличения охвата детей качественным образованием заложены в основу регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», к реализации которого наша область приступила в 2019 году.

В отчетный период деятельность региональной системы дополнительного образования по развитию технического творчества была направлена на решение следующих задач: 

  • обеспечение выравнивания доступности предоставления дополнительного образования детей по технической направленности; обеспечение повышения качества дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через формирование нового содержания дополнительного образования, внедрение инновационных педагогических практик, независимой оценки качества;
  • развитие региональных и муниципальных ресурсных центров дополнительного образования;
  • развитие региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в сфере технического творчества;
  • методическая поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие кадрового потенциала.

Область активно участвует в проекте национальной технологической инициативы (НТИ), утвержденном Указом Президента Российской Федерации в 2016 году, обеспечивающим в числе других задач поддержку школьников в стремлении решать технологические вызовы XXI века.

В 2021 году запущен региональный сетевой проект «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области».

Целью проекта является создание на региональном уровне системы технологических кружков НТИ, объединяющих обучающихся, педагогов, научных работников и представителей предприятий реального сектора экономики с целью обеспечения разработки, поддержки и продвижения проектов обучающихся в инновационных направлениях технического творчества.

В соответствии с «дорожной картой» проекта в 2022-2023 учебном году в регионе созданы технологические кружки на базе образовательных организаций всех муниципальных образований области.

При этом для создания технологических кружков активно использовались ресурсы инновационных структурных подразделений, созданных на базе данных образовательных организаций: школьных кванториумов (1), центров цифрового образования детей «IT-куб» (3), центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (22).

Таким образом, 100% технологических кружков региона в своей деятельности используют оборудование и инновационную инфраструктуру, созданную в Тамбовской области в ходе реализации национального проекта «Образование».

Охват обучающихся дополнительным образованием в технологических кружках составляет 340 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Доля детей, занимающихся в технологических кружках, от общего числа обучающихся в объединениях технической направленности региональной системы ДО, составляет 2,2%.

Количество обучающихся в технологических кружках по направлениям и сферам Национальной технологической олимпиады (НТО) Junior (учащиеся 12-14 лет) составляет 166 человек, по направлениям НТО (15-18 лет) – 174 человека.

Наиболее востребованными треками НТО Junior в технологических кружках нашего региона являются «Технологии и роботы-исследователи», которые созданы в 4 образовательных организациях, а также «Технологии и креативное программирование» – в 3 организациях. Кроме того, для учащихся 5-7 классов в технологических кружках региона действуют такие объединения, как «Технологии и космос», «Технологии и виртуальные помощники», «Технологии и компьютерные игры», «Беспилотные авиационные системы».

В технологических кружках, ориентированных на работу с учащимися старшего школьного возраста (8-11 классов), также преобладают объединения профиля «Интеллектуальные робототехнические системы», которые созданы в 4 образовательных организациях. Объединения профиля «Технологии виртуальной реальности» – в 3 образовательных организациях, кроме того в технологических кружках ведется обучение по таким профилям, как «Нейротехнологии и когнитивные науки», «Интеллектуальные энергетические системы», «Передовые производственные технологии», «Цифровые сенсорные системы».

Программное обеспечение представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 26, в том числе:

    12  программ по профилям НТО Junior для учащихся 5-7 классов;

    14 программ по профилям НТО для учащихся 8-11 классов.

По типу и срокам реализации среди дополнительных общеразвивающих программ преобладают краткосрочные (срок реализации – 1 год) программы.

Общее количество педагогов, организующих образовательный процесс в технологических кружках НТИ, 27 человек, что составляет 4% от общего количества педагогов технической направленности.

    В 2023 году было организовано обучение 29 педагогов по программе «Интенсивные образовательные форматы: инженерные соревнования, хакатоны и проектные школы. Специфика, принципы организации, роль руководителя при подготовке команды».

Наиболее активное участие в мероприятиях по повышению квалификации в 2023 году приняли педагоги Моршанского, Пичаевского муниципальных округов и города Тамбова.

На базе 3 образовательных организаций области (ФГБОУ ВО ТГУ им. Г. Р. Державина, Центра цифрового образования детей «IT-Куб.Тамбов» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», Детского технопарка «Кванториум» МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова) созданы площадки по подготовке учащихся к НТО.

В 2023 году Центру цифрового образования детей «IT-Куб.Тамбов» был присвоен статус регионального координатора НТО Junior в Центральном Федеральном округе. Второй год подряд «IT-Куб.Тамбов» выступил организатором регионального финала НТО Junior, участниками которого стали 44 обучающихся организаций общего и дополнительного образования. В рамках финала были проведены конкурсные испытания по пяти технологическим направлениям (сферам). 12 учащихся стали победителями регионального финала. 

В центре цифрового образования детей «IT-Куб.Тамбов» также функционирует учебная площадка образовательного проекта «Яндекс Лицей», учащиеся которого проходят обучение программированию. На занятиях они осваивают актуальный язык программирования Python, который одинаково востребован в IT-компаниях и в научной среде. Обучение осуществляют педагоги, прошедшие обучение в «Яндексе».

Вопросы организации работы по развитию технической направленности в региональной системе дополнительного образования в 2023 году неоднократно рассматривались на коллегиях министерства образования и науки Тамбовской области, селекторных совещаниях и вебинарах сферы образования.

    В целях совершенствования организационно-методического сопровождения работы по развитию технической направленности дополнительного образования в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, направлено 22 приказа министерства образования и науки области, 43 информационно-методических письма ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества (Регионального модельного центра дополнительного образования детей).

В сети Интернет организована работа портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+» (http://tehnosfera.68edu.ru/). Техническое творчество активно освещается на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» (http://dopobr.68edu.ru/), региональном портале «Дополнительное образование детей Тамбовской области» (http://dop.68edu.ru/), в социальных сетях (https://vk.com/, https://ok.ru, https://rutube.ru).

 

Инфраструктура технической направленности

В области создана и получила развитие инфраструктура технической направленности:

ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей;

2 специализированных организации дополнительного образования (СЮТ городов Мичуринска и Рассказово) (в 2022 году – 2, в 2021 – 2);

20 многопрофильных организаций дополнительного образования (в 2022 году – 19, в 2021 – 22);

82 общеобразовательных организации (в 2022 году – 183, в 2021 – 168);

33 дошкольных образовательных организации (в 2022 году – 32, в 2021 – 35);

3 профессиональных образовательных организации (в 2022 году – 7, в 2021 – 5);

3 организации высшего образования (в 2022 году – 3, в 2021 – 3);

1 некоммерческая организация (в 2022 году – 1, в 2021 году объединения технической направленности в данном типе организаций отсутствовали).

1177 учебных объединений с охватом 15597 обучающихся (в 2022 году – 1273 объединений с охватом 15168 обучающихся, в 2021 – 988, 12498), из них:

в ОДО – 226 учебных объединений с охватом 2288 обучающихся (в 2022 году – 214 объединений с охватом 2498 обучающихся, в 2021 – 172, 2004);

в СОШ – 752 учебных объединения с охватом 9701 обучающийся (в 2022 году – 913 объединений с охватом 11046 обучающихся, в 2021 – 675, 8883);

в ДОО – 105 учебных объединений с охватом 1222 обучающихся
(в 2022 году – 98 объединений с охватом 1061 обучающихся, в 2021 – 99, 1051);

в ПОО – 12 учебных объединений с охватом 215 обучающихся
(в 2021 году – 10 объединений с охватом 190 обучающихся, в 2020 – 8, 147);

в организациях высшего образования (ОВО) – 78 учебных объединений с охватом 2129 обучающихся (в 2022 году – 34 объединения с охватом 331 обучающихся, в 2021 – 34, 413);

в некоммерческих организациях (НКО) – 4 учебных объединения с охватом 42 обучающихся (в 2022 году – 4 объединения с охватом 42 обучающихся).

Доля объединений технической направленности от общего количества учебных объединений в региональной системе дополнительного образования составила 9,9% (в 2022 году – 10,4%, в 2021 – 8%). 

Доля детей, занимающихся в объединениях технической направленности, от общего числа обучающихся в региональной системе дополнительного образования – 14,8% (в 2022 году – 14,3%, в 2021 – 11,9%) (табл. 30).

    Наиболее развита инфраструктура технической направленности в городах Тамбове (1 многопрофильная ОДО, 18 СОШ, 13 ДОО, 2 ПОО, 2 ВОО, 1 НКО), Мичуринске (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 4 СОШ, 2 ДОО, 1 ВОО), Моршанске (1 ОДО, 6 СОШ, 3 ДОО), Рассказово (1 СЮТ, 4 СОШ, 2 ДОО, 1 ПОО).

Кроме того, в указанных территориях функционируют следующие инновационные площадки:

в городе Тамбове: детский технопарк «Кванториум-Тамбов», Школьные Кванториумы на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» и МАОУ «Лицей №29»,  центр  образования цифрового и гуманитарного профилей «Технокрылья» на  базе ТОГБОУ кадетской школы «Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Демина», технопарк «Державинский» на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», технопарк «Вернадский» на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Центр цифрового образования «ИТ-куб.Тамбов» на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»; 

в городе Мичуринске: Центр развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ», Школьный Кванториум на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И.В. Мичурина», Центр цифрового образования детей «IT-куб.Мичуринск» на базе МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И. В. Мичурина»;

в городе Рассказово: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 «Центр современных индустриальных технологий» («ЦентрИнТех»).

В 2023 году произошло расширение и обновление инфраструктуры технической направленности вследствие:

открытия 1 сентября 2023 года детского технопарка «Кванториум» (Школьного Кванториума) на базе МАОУ «Лицей №29» города Тамбова;

открытия Центров образования естественнонаучной и технической направленностей «Точка роста» (всего 41 на базе общеобразовательных организаций 19 муниципалитетов области).

В наименьшей степени инфраструктура развита в Бондарском, Староюрьевском, Уваровском и Уметском муниципальных округах и представлена одной базовой школой.  В данных муниципалитетах отсутствуют многопрофильные ОДО и ПОО, которые могли бы стать центрами развития технического творчества и формирования кадрового потенциала для образовательных организаций муниципалитетов.

Наибольшее количество учебных объединений технической направленности создано в образовательных организациях городов Тамбова (387 объединений с охватом 6184 обучающихся), Моршанска (84 объединения, 1265 учащихся), Мичуринска (75 объединений, 896 учащихся), как следствие хорошо развитой и обновленной инфраструктуры.

    Наименьшее количество объединений – в Никифоровском (4 объединения с охватом 40 обучающихся), Уметском (6, 43), Уваровском (8, 79) муниципальных округах. Перечисленные муниципалитеты находятся в числе аутсайдеров четвертый год подряд, демонстрируя низкие показатели развития технической направленности дополнительного образования на всем протяжении анализируемого периода времени. В результате такой стагнации деятельности по организации детского технического творчества муниципалитеты прочно вошли в число аутсайдеров по данным показателям в регионе.

    В целом за последние 3 года в образовательных организациях области продолжилась тенденция увеличения охвата детей, однако количество созданных объединений технической направленности в 2023 сократилось на 7,5% по сравнению с предыдущим годом.

    Необходимо обратить внимание на сокращение числа обучающихся (на 12,2%) и объединений (на 17,7%) по отношению к предыдущему году в СОШ. Эта тенденция имела наиболее выраженный характер в общеобразовательных организациях Жердевского муниципального округа – сокращение контингента обучающихся на 246 человек (76% по сравнению с предыдущим годом), Тамбовского муниципального округа – 496 человек (42%), Уметского муниципального округа – 22 человека (34%), города Тамбова – 935 человек (26%), города Котовска – 96 человек (24%).

    Основные причины сокращения контингента индивидуальны для каждого муниципального образования:

    в Тамбовском муниципальном округе c 1 января 2023 МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ», МБОУ «Цнинская СОШ №1», МБОУ «Цнинская СОШ №2» были исключены из перечня образовательных организаций муниципалитета в связи с присоединением п. Строитель и с. Покрово-Пригородное к территории города Тамбова;

    в Жердевском муниципальном округе сократилось количество объединений робототехники, информационных технологий и начального технического моделирования в МБОУ Жердевской СОШ в связи с сокращением педагогического состава;

    в городе Тамбове на 1125 человек (62,5% по сравнению с 2022 годом) сократилась численность учащихся объединений технической направленности в МАОУ СОШ №22, что связано с изменением методики учета учащихся в детском технопарке «Кванториум-Тамбов»;

    в городе Котовске произошло сокращение численности учащихся в объединениях информационных и компьютерных технологий (МБОУ СОШ №3 с УИОП – в 3 раза, в МБОУ «Школа-ЭКОТЕХ» - в 2,9 раза). При этом отмечается увеличение численности учащихся в объединениях робототехники, VR/AR – технологий, радиотехники и электроники, связанные с изменениями в педагогическом составе двух образовательных организаций в части профильных направлений.  

    Также в 2023 году произошло незначительное сокращение (на 7,4% по сравнению с 2022 годом) количества учащихся в организациях дополнительного образования. Необходимо отметить, что подобные незначительные колебания численности учащихся в ОДО происходили неоднократно в течении последних 6 лет, что связано с процессами обновления и изменения кадрового состава и как следствие изменениями количества объединений технической направленности.

    Главной тенденцией 2023 года стал скачкообразный рост количества объединений технической направленности и обучающихся в них детей в организациях высшего образования. По сравнению с 2022 годом рост количества объединений произошел в 2,3 раза (с 34 в 2022 году до 78 – в 2023), учащихся – в 6,4 раза (с 331 в 2022 году до 2129 – в 2023).

    Это можно объяснить продолжающимся процессом расширения деятельности инновационных образовательных центров технической направленности: Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО МичГАУ, технопарка «Державинский» ФГБОУ ВО ТГУ имени Г.Р. Державина, технопарка «Вернадский» ФГБОУ ВО ТГТУ, кластерных площадок Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Космос» и других инновационных структур.

    В области ведется постоянная целенаправленная работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами технической направленности:

развитие и популяризация системы мероприятий для детей и педагогов;

расширение и обновление инфраструктуры технической направленности, в т.ч. благодаря реализации региональных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»;

деятельность регионального портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+»;

реализация регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области»;

наполнение регионального программного навигатора, обеспечивающего доступность и открытость дополнительного образования.

Координируют деятельность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности ресурсообеспечивающие организации, выполняющие функцию методической поддержки развития технической направленности в региональной системе дополнительного образования:

2 региональных ресурсных центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, региональный координатор НТО Junior в Центральном Федеральном округе; МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»);

Центр дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум-Тамбов» (тренировочная площадка по проведению региональных этапов чемпионата Worldskills);

32 технологических кружка, созданных за период реализации регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области» во всех муниципалитетах региона;

8 ресурсных центров Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» (в том числе 1 – на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», 7 – на базе СОШ городов Котовска, Мичуринска, Тамбова);

3 центра цифрового образования детей «ИТ-куб» (созданные на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И.В. Мичурина» города Мичуринска, МБОУ «Школа-Экотех» города Котовска);

3 Школьных Кванториума (созданных на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Мичуринска, МАОУ «Лицей №29» города Тамбова);

2 специализированные ОДО (СЮТ городов Мичуринска и Рассказово).

    Кроме того, ресурсообеспечивающими организациями выступают Центр развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ», технопарк «Державинский» (школа беспилотной авиации) и лаборатория робототехнических беспилотных систем на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Технокрылья» на  базе ТОГБОУ кадетской школы «Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л. С. Демина».

    Таким образом, модернизация структурной организации дополнительного образования в сфере технического творчества за отчетный период нарастающим итогом с 2019 года коснулась всех муниципальных образований (100%).

    Работа, проводимая в региональной системе дополнительного образования по развитию технической направленности, ведется по следующим направлениям:

образовательная деятельность по направлениям: начальное техническое моделирование, технические виды спорта, аэрокосмическое, автомоделирование, судомоделирование, радиотехника и электроника, робототехника и интеллектуальные системы, изобретательство и рационализаторство, компьютерная техника и программирование, медиатворчество и электронные средства массовой информации, др.

конкурсное и олимпиадное движение;

реализация регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области»;

реализация региональных проектов национального проекта «Образование». 

 

Программное обеспечение

Программное обеспечение технической направленности дополнительного образования представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 684 (в 2022 году – 659, в 2021 – 596), из них:

в ОДО – 103 программы (в 2022 году – 107 программа, в 2021 – 91);

в СОШ – 460 программы (в 2022 году – 482 программ, в 2021 – 437);

в ДОО – 47 программ (в 2022 году – 45 программ, в 2021 – 47);

в ПОО – 9 программ (в 2022 году – 9 программ, в 2021 – 7);

в ОВО – 63 программы (в 2022 году – 14 программ, в 2021 – 14);

в НКО – 2 программы (в 2022 году – 2 программы, в предыдущие годы данные отсутствуют).

В том числе на базе инновационных площадок реализуются 424 программы технической направленности, что составляет 62% от общего количества программ технической направленности (в 2022 году – 390 программ, что составляло 59,2%).

Доля программ технической направленности от общего количества программ в региональной системе дополнительного образования составляет 11,4% (в 2021 году – 10,5%, в 2020 – 9,3%) (табл. 31).

Наибольшее количество программ технической направленности реализуется в образовательных организациях города Тамбова (182), Мичуринского муниципального округа (49), Тамбовского муниципального округа (45), города Мичуринска (36), города Рассказово (30), города Моршанска (29), наименьшее – в образовательных организациях Никифоровского муниципального округа (4), Знаменского муниципального округа (5), города Кирсанова (5), Уметского муниципального округа (6).

По типу и срокам реализации среди образовательных программ преобладают модифицированные краткосрочные программы, рассчитанные на категорию детей младшего и среднего школьного возраста (доля этих программ составляет 72,4% от общего количества программ технической направленности, реализуемых в региональной системе дополнительного образования). Кроме того, в области реализуются профессионально ориентированные (5,3%) программы, программы для детей, проявляющих способности в сфере научно-технического творчества (3,9%). На долю сетевых и дистанционных приходится 4,2% программ.

В 2023 году велась работа по обновлению содержания и методов дополнительного образования детей в сфере технического творчества, в том числе в связи с созданием технологических кружков НТИ, открытием новых Центров образования естественнонаучной и технической направленностей «Точках роста» и Школьного Кванториума, а также созданием новых мест дополнительного образования технической направленности. Было разработано более 20 новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В отчетный период в области продолжился детальный анализ качества реализуемых программ технической направленности на основе независимой оценки качества (НОК). Всего в 2023 году процедуру НОК успешно прошли 23 программы технической направленности, что составляет 3,4% от общего числа программ технической направленности, реализуемых в региональной системе ДОД в 2023 году.

Всего за 5 лет (с 2018) экспертизу НОК прошли 89 программ.

В то же время, несмотря на значительные положительные изменения, по-прежнему, слабо развита система дистанционного и сетевого обучения, сохраняется недостаток программ для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, программ нового поколения, модульных, адаптированных программ, программ для работы с детьми, проявляющими способности в сфере научно-технического творчества и программ, реализуемых в каникулярный период.

 

Кадровое обеспечение

Общее количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, составляет 677 человек (в 2022 году – 639, в 2021 – 581), из них:

в ОДО – 76 человек (в 2022 году – 77, в 2021 – 73);

в СОШ – 461 человек (в 2022 году – 488, в 2021 – 439);

в ДОО – 58 человек (в 2022 году – 49, в 2021 – 49);

в ПОО – 11 человек (в 2022 году – 9, в 2021 – 8); 

в ОВО – 69 человек (в 2022 году – 14, в 2021 – 12);

в НКО – 2 человека (в 2022 году – 2, в предыдущие годы данные отсутствуют).

В том числе на базе инновационных площадок программы технической направленности реализуют 344 педагога, что составляет 50,8% от общего количества педагогов технической направленности (в 2022 году – 322, что составляло 50,4%).

Доля педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, от общего количества педагогов в региональной системе дополнительного образования составляет 10,4%
(в 2022 году – 9,6%, в 2021 – 8,6%). 

Анализ количественных показателей позволяет сделать вывод о значительном более чем в 6 раз преобладании числа педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе СОШ, по сравнению с аналогичным показателем в ОДО. Данное соотношение стабильно фиксируется в течении 3 последних лет (табл. 32).

Это связано с созданием центров образования «Точка роста», Школьных Кванториумов, технологических кружков преимущественно на базе общеобразовательных школ. Следствием этого является преобладание программ по современным направлениям технического творчества (робототехника, 3D моделирование и прототипирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов и их управление, программирование), что требует соответствующего материально-технического оснащения и кадрового обеспечения, имеющих место преимущественно в СОШ.

Обращает на себя внимание резкий, скачкообразный рост в 2023 году количества педагогов, реализующих программы технической направленности на базе организаций высшего образования. Количество педагогов увеличилось в 5 раз по сравнению с 2022 годом. Главным образом, количество педагогов выросло в ФГБОУ ВО ТГТУ – 55 педагогов (2022 года – 4 педагога), что связано с реализацией проекта по созданию и развитию сети профильных предпрофессиональных классов инженерно-технологической направленности в 2023-2024 учебном году «Инженерные классы 68», созданием 2023 году  акселератора «ЦифРаПром», а также  активизацией деятельности структурных подразделений университета (Политехнического лицея-интерната, технопарка «Вернадский», «Точек кипения» и других образовательных центров) по вовлечению учащихся в техническое творчество.

К муниципалитетам, имеющим наиболее значительный кадровый потенциал для развития технического творчества, можно отнести Мичуринский (37) и Тамбовский (44) муниципальные округа, города Мичуринск (35), Моршанск (49), Тамбов (189).

Кроме того, в связи с расширением и обновлением инфраструктуры технического творчества, развитием инновационных направлений намечена позитивная тенденция омоложения педагогических кадров.  

Наименьшее количество педагогов отмечается в Знаменском (7), Никифоровском (3), Уваровском (7), Уметском (5) муниципальных округах и городе Кирсанове (6). 

Это связано с неразвитостью инфраструктуры дополнительного образования технической направленности в данных территориях, отсутствием системы сетевого взаимодействия по развитию технического творчества.

Одной из важных задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» является развитие кадрового потенциала.

В 2023 году для педагогических работников были проведены 5 мероприятий, в том числе:

образовательная сессия «Использование аддитивных технологий в образовательном процессе объединений технической направленности» (20 января);

питч-сессия «Перспективы развития инновационных направлений технического творчества в образовательных организациях муниципалитетов с использованием ресурсов мобильного технопарка «Кванториум» (28 февраля);

научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в контексте государственной образовательной политики» (1 марта);

областной семинар «Методика организации робототехнических соревнований» (20 марта);

областной семинар-практикум «Проектирование образовательного процесса в объединениях технической направленности в условиях реализации регионального проекта по развитию кружкового движения НТИ» (26 сентября).

Участниками мероприятий стали более 180 педагогических работников из всех 30 муниципалитетов области.

В рамках реализации в 2023 году регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области» совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» было организовано обучение 29 педагогических работников по программе «Интенсивные образовательные форматы: инженерные соревнования, хакатоны и проектные школы. Специфика, принципы организации, роль руководителя при подготовке команды».

Также, в 2023 году педагоги области были вовлечены в систему творческих и профессиональных конкурсов.

4 педагога стали финалистами регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Педагог дополнительного образования по технической направленности».

Лосева Виктория Владимировна, педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум – Тамбов» МАОУ «СОШ № 22» г. Тамбова (номинация «Педагог дополнительного образования по технической направленности») стала призером (3 место) финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям.

4 педагогических работника (детский технопарк «Кванториум-Тамбов») приняли участие во II Всероссийском чемпионате педагогических компетенций (Нижний Новгород).

2 педагога дополнительного образования МБОУ ДО СЮТ города Мичуринска стали лауреатами 3 степени Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» Федерального центра технического творчества учащихся ФГБОУ ВО «МГТУ «Станкин».

2 педагога Центра развития современных компетенций детей МичГАУ стали призерами Всероссийского открытого конкурса лучших практик работников сферы образования «Педагогический калейдоскоп-2023».

Команда педагогических работников Центра развития современных компетенций детей МичГАУ стала призером XVII Международного конкурса научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование» (к Году педагога и наставника, Десятилетию науки и технологий).

В отчетный период руководитель Школьного Кванториума МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова принял участие во Всероссийской методической конференции педагогических работников и управленческих кадров детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, где поделился опытом работы и лучшими практиками Хайтек-центра в области аддитивных технологий.

Педагог Школьного Кванториума МБОУ СОШ №1 города Мичуринска принял участие в работе Всероссийского форума «МедиаЛаборатория», организованный «Движением Первых» на базе Образовательного центра «Сириус».

Педагоги и специалисты образовательных организаций области регулярно принимают участие в работе экспертных комиссий конкурсов, хакатонов, чемпионатов всероссийского уровня.

Четверо педагогов детского технопарка «Кванториум – Тамбов» стали экспертами на VII Всероссийском конкурсе проектов школьников и студентов «Реактор».

Наставник Космоквантума детского технопарка «Кванториум – Тамбов» входит в число разработчиков и экспертов международного аэрокосмического фестиваля и федерального этапа Всероссийской технологической олимпиады «Технологии успеха» для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в рамках Всероссийской Большой олимпиады «Искусство – Технологии – Спорт».

Три специалиста детского технопарка «Кванториум-Тамбов» выступили в качестве экспертов чекпойнта, а также четыре специалиста мобильного технопарка «Кванториум» (1 методист, 3 педагога) выступили в качестве модераторов на кейс-чемпионате «Умный город» в рамках I Всероссийского конкурса-олимпиады «Таланты Умного города», прошедшего 22-24 июня 2023 года в Тамбовской области.

В 2023 году педагоги и специалисты области прошли обучение на курсах повышения квалификации и образовательных сессиях разного уровня:

5 педагогов и специалистов по программе повышения уровня профессиональной компетентности в сфере методической деятельности через систему занятий в региональной межведомственной школе профессионального мастерства (Тамбов);

17 педагогов и специалистов области работают в составе регионального межведомственного экспертного совета по вопросам развития дополнительного образования.

Доля педагогических работников дополнительного образования, охваченных системой сопровождения развития и совершенствования профессионального мастерства, составила 26% от общего количества педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. 

В 2023 году педагогическим работниками области были разработаны: 7 программ для реализации в Школьном Кванториуме на базе МАОУ Лицей №29 г. Тамбова, 6  программ для реализации в технологических кружках, 1 программа в рамках создания новых мест дополнительного образования технической направленности, а также сборник дополнительных общеобразовательных программ профилей Всероссийской междисциплинарной олимпиады школьников «Национальная технологическая олимпиада». 

Данные программно-методические ресурсы размещены на сайтах образовательных организаций и на региональном портале «Техносфера+». Всего на портале размещено 9 программ и 42 методических разработки по различным направлениям технического творчества. 

18 лучших практик педагогов области размещены в региональном межведомственном банке эффективных (лучших) практик в системе ДОД Тамбовской области. 

 

Яндекс.Метрика