Автор:
Солопанова Наталия Леонидовна , учитель информатики МАОУ "Лицей №29" г.Тамбова
В настоящий момент робототехника преподается в школах в объединениях дополнительного образования и, следовательно, методика преподавания, отличается от урочной формы, прежде всего тем, что она должна постоянно поддерживать интерес, удивлять и вызывать стремление творить, изобретать что-то новое. Важно, с одной стороны, отталкиваться от интересов ученика и его возможностей, с другой, помогать ему осваивать теоретический материал, без которого невозможен дальнейший рост знаний в данной сфере. Хорошим стимулирующим фактором является участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях.
Подготовка к соревновательным мероприятиям занимает особое место в методике преподавания робототехники. Только имея конкретную соревновательную задачу, учащийся может реально ощутить осознанную потребность в новой информации, применить изученную теорию на практике, а значит быстрее освоить (иногда самостоятельно, иногда вместе с учителем) новый материал.
Среди многообразия соревновательных направлений робототехники творческая категория предоставляет учащимся наиболее широкие возможности проявить свои знания и навыки при подготовке проектов робототехнических систем.
В данной соревновательной категории подготовка начинается с поиска актуальной, социально-значимой идеи. Робот должен быть полезен! Затем необходимо технически реализовать свое изобретение средствами имеющегося конструктора, убедительно представить зрителям, сопроводив свое выступление декорациями и яркой презентацией. Здесь нет мелочей! Замечательная идея, не представленная должным образом судейской бригаде и зрителям, может не получить высоких оценок.
Творческая категория самая непредсказуемая. Во-первых, участники не представляют, какие идеи будут воплощены соперниками. Во-вторых, количество баллов, которое набрал участник остается неизвестным, что сохраняет интригу до конца мероприятия.
9 декабря 2017 года на базе в МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» г.Тамбова состоялся VII открытый межрегиональный фестиваль робототехники Тамбовской области. В фестивале приняли участие более 200 команд. От МАОУ «Лицей №29» выступала сборная из 27 человек (16 команд) и трех тренеров – Нечаевой С.В, Солопановой Н.Л., Колоскова П.Д.
Наши команды участвовали почти во всех соревновательных категориях: кегельринг, кегельринг-квадро, сумо, триатлон, траектория-пазл, турнир «Х-Робот», радиоуправляемые машины.
В творческой категории учащимися лицея№29 были представлены следующие проекты:
- «Робот-компаньон» (Mindstorms EV3), который не только помогает разрабатывать больному верхние конечности после травмы, но и общается с ним, поднимает настроение, играет в интеллектуальные игры.
- «Умный класс» (Arduino) – класс, в котором измеряется температура, влажность, освещение, и, в зависимости от освещенности помещения, включается дополнительное освещение, автоматически, по звонку на перемену, открываются окна для проветривания, производится подсчет вошедших людей по УЕШКе, стоит сигнализация на проникновение в помещение – датчик, который отслеживает движение после установленного времени, датчик газа.
- «Робот-последователь» (Mindstorms EV3) помогает людям в магазине и в шахтах перевозить грузы и возвращается в место начала своего пути уже без сопровождения человека.
- «Поисково-разведывательный робот «Полоз»» (Mindstorms EV3) может самостоятельно находить вход в здание, в условиях невозможной видеосъемки обнаруживает тепловизором выживших людей, а ультразвуковым сканером получает графическую информацию о состоянии здания и сооружений.
- Младшие школьники на Lego WeDo осваивали техническую реализацию знакомых идей: автоматические жалюзи, автоматическая дорожка.
По итогам фестиваля наиболее высоких результатов достигли:
- Скворцова Екатерина – турнир Х-Робот (II место),
- Боков Никита – триатлон (III место),
- Рогов Никита – творческая категория «Умный класс» (III место),
- Черемисин Фёдор – творческая категория «Поисково-разведывательный робот «Полоз»» (диплом за лучший социально-ориентированный проект).
В фестивале приняли участие значительное количество вновь влившихся в наши ряды юных робототехников. Первое участие в фестивале дало возможность новичкам окунуться в атмосферу соревнований, набраться опыта, испытать здоровый азарт (глаза «горели» буквально у всех участников). Уверена, что положительные эмоции от этого мероприятия, мотивируют юных конструкторов на дальнейшее освоение этой дисциплины и помогут в подготовке к новым соревнованиям.