Автор-составитель:

Пономарев Михаил Владимирович, педагог дополнительного образования МБОО ДО "Детский образовательно-оздоровительный Центр "Кристалл" г.Уварово

 

История создания самолета-невидимки

Американский истребитель пятого поколения F-22A «Рэптор» создавался более 20 лет (с момента определения тактико-технических данных и до полета первого прототипа). Он собрал в своей конструкции все новшества настоящего времени: сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме двигателей, укороченные взлет и посадку, высотность более 20 километров и, наконец, был выполнен по программе «Steals». Эта программа предусматривает относительную невидимость самолета в радиолокационном спектре радиоволн, а также инфракрасном и оптическом спектрах. При проведении учебных воздушных боев, по данным американской печати, преимущество F-22А оценивается примерно как 1:160, то есть на потерю одного «Рэптора» приходится до 160 «сбитых» самолетов, в конструкции которых отсутствуют элементы технологии «Steals». В настоящее время США имеют на вооружении несколько авиационных полков, вооруженными данными самолетами. Россия и Китай также приступила к созданию подобных самолетов.

Вычерчивание чертежа

Предлагаемая модель или макет, в зависимости от возможностей изготовителя, выполняется в основном из потолочной пенопластовой плитки. Размах крыла может быть от 50 сантиметров до одного метра. Изготовление макета начинаем с вычерчивания чертежа в масштабе 1:1 к изготавливаемой модели. Исходя из выбранных нами размеров модели, высчитываем масштаб увеличения чертежа. В нашем случае располагаем чертежом из журнала «Авиация и космонавтика». Выбираем масштаб 1:5, то есть все размеры с чертежа увеличиваем на 5. При размахе крыла на чертеже равном 164 мм размах крыла модели будет составлять 820 мм. Деталировку на нашем чертеже можно всю не прорисовывать на первом этапе изготовления модели, достаточно точно прочертить контур фюзеляжа, крыла и оперения.

Скачать чертеж 1 в полном размере

Скачать чертеж 2 в полном размере

Изготовление радиоуправляемой модели самолета-невидимки «Рэптор» состоит из следующих этапов:

  1. Изготовление каркаса модели.
  2. Изготовление рулевых поверхностей: а) элеронов; б) руля высоты.
  3. Изготовление и монтаж шасси.
  4. Монтаж электро- и радиооборудования электрического двигателя, регулятора оборотов, батареи.
  5. Изготовление обшивки.
  6. Покраска модели.

1этап - Изготовление каркаса радиоуправляемой авиамодели

На первом этапе изготовления модели необходимо вырезать из кальки контуры модели в масштабе 1:1, а затем перенести контур на заранее склеенную из потолочной пенопластовой плитки поверхность.

Затем мы должны разрезать по осевой линии боковую проекцию сверху и снизу, и наклеить эти части на проекцию вида сверху.

На завершающем этапе изготовления каркаса, вычертив шпангоуты модели в масштабе 1:1, необходимо вырезать их из пенопласта и наклеить на модель в соответствии с чертежом.

2 этап – Изготовление рулевых поверхностей радиоуправляемой авиамодели

Вырезаем рулевые поверхности элеронов, подвешиваем их на петли, а затем, изготовив кабанчики (Прим., кабанчик - это деталь, передающая усилие от тяги управления непосредственно на руль), устанавливаем на элероны на нижней поверхности крыла.

В нашем случае устанавливаем две рулевые машинки (по одной на элерон) напротив кабанчиков.

Рулевые машинки соединяем проводом с помощью пайки так, чтобы они работали как одна.

Третью рулевую машинку устанавливаем в хвостовой части модели и соединяем тягой с кабанчиком руля высоты.

Две половины руля высоты соединяем липовой рейкой сечением 4х4 мм и длиной 550 мм.

Затем покрываем пенопластом 3 мм верхнюю часть модели. Вырезаем проем под кабину (фонарь остекления) и предварительно наклеиваем.

3 этап – Изготовление и монтаж шасси

Для монтажа шасси первоначально из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм выгибаем стойки шасси.

Затем вырезаем из 4 мм фанеры колеса шасси и приклеиваем для копийности пенопласт толщиной соответствующей объему колеса, наклеив снаружи из 1 мм фанеры обод колеса.

Собираем шасси и наклеиваем на предварительно усиленные фанерой места фюзеляжа и крыла.

Все склеиваемые детали соединяем клеем «Титан».

4 этап – Монтаж электро- и радиооборудования электрического двигателя радиоуправляемой авиамодели

Для монтажа электро- и радиооборудования нам необходимо укрепить хвостовую часть фюзеляжа фанерой 4 мм.

Затем на эту часть авиамодели мы наклеиваем мотораму под электродвигатель.

Для управления моделью предпочтительно использовать электродвигатель DANKEY ST2204 1550KB и батарею ZIPPY-800 (12B).

Монтаж электрооборудования начинаем с монтажа электродвигателя. Электроцепи вытягиваем вдоль фюзеляжа с таким расчетом, чтобы центр тяжести модели находился в 600 мм от носовой части модели.

5 этап - Изготовление обшивки радиоуправляемой авиамодели

Изготовление обшивки выполняется после установки шасси и электрооборудования.

Обтяжка каркаса модели пенопластом может производится в несколько этапов.

Для увеличения прочности модели пенопластовые панели желательно располагать поперек модели при толщине пенопластового листа 3-4 мм.

Пенопластовые листы предварительно выгибаем по профилю наших шпангоутов.

Вся склейка производится с помощью клея «Титан».

Для выравнивания и заделки швов между листами при необходимости можно использовать шпаклевку по дереву белого цвета на водяной основе.

6 этап – Покраска модели

Для покраски модели применяем краски - гуашь, разбавленные водой и клеем ПВА. Наносить окраску нужно хорошей кисточкой.

Испытания модели в полете желательно производить на открытом пространстве с густым травяным покровом (подойдет пшеничное поле) высотой 500-800 мм.

Счастливых полетов!

Яндекс.Метрика