Регистрация участников
также форма регистрации доступна по ссылке https://forms.yandex.ru/u/5e2e9f1731d6070c6b3ecec6/
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет условия, порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей «БиоТОП ПРОФИ» (далее – Конкурс).
1.2. Конкурс проводится управлением образования и науки области при организационно-методическом сопровождении Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества».
2. Цели и задачи
2.1. Цель:
совершенствование программно-методического обеспечения дополнительного естественнонаучного образования детей в образовательных организациях области.
2.2. Задачи:
выявление состояния работы по программному и методическому обеспечению в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности;
выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы методических служб образовательных организаций в области дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;
выявление и анализ педагогического и управленческого опыта в развитии инновационных процессов в дополнительном образовании детей естественнонаучной направленности;
повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров системы дополнительного естественнонаучного образования детей области;
развитие творческого потенциала, стимулирование и поощрение педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
3. Участники
3.1. В Конкурсе могут принимать участие педагогические и руководящие работники организаций дополнительного, общего, дошкольного и профессионального образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности.
3.2. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие в Конкурсе: конкурсная работа может иметь одного или нескольких авторов (авторский коллектив).
На Конкурс принимаются материалы, разработанные/изданные за последние 2 года.
3.3. К участию в Конкурсе не допускаются:
работы, участвовавшие в предыдущих всероссийских и региональных конкурсах методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей, по итогам которых их авторы стали лауреатами и дипломантами (победителями и призерами);
работы, не соответствующие содержанию Конкурса и его номинациям;
материалы, в которых присутствуют признаки плагиата (оригинальность работы должна составлять 70%).
4. Номинации
Конкурс проводится по следующим номинациям:
«Биологическая тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и методические материалы по зоологии, ботанике, лихенологии, микологии, микробиологии, изучению человеческого организма и поддержанию его здоровья, общей биологии, научным основам охраны объектов живой природы);
«Сельскохозяйственная тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и методические материалы по освоению различных разделов сельского хозяйства: агроэкология, агрономия, агробизнес, ветеринария; организация работы трудовых объединений обучающихся соответствующих направлений);
«Лесохозяйственная тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим модулям: «Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества», «Лесные растения», «Лесные животные», «Основы лесной экологии», «Основы лесоведения», «Основы охраны лесов от пожара», «Основы защиты лесов от вредных организмов», «Общественно-значимая (проектная) деятельность», «Основы исследовательской деятельности», «Основы лесного законодательства», «Лесные профессии», и материалы их методического обеспечения);
«Гуманитарно-экологическая и эколого-краеведческая тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и методические материалы по различным направлениям экологического образования, связанным с гуманитарными аспектами, краеведением и экологическим туризмом);
«Физико-географическая тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и материалы, которые могут служить методическим обеспечением реализуемых дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности физико-географического тематического цикла: метеорология и климатология, науки о гидросфере, геоморфология, геология и минералогия, почвоведение, ландшафтоведение, фенология, биогеография, энергосбережение, альтернативные источники энергии);
«Физико-химическая тематика» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и материалы, которые могут служить методическим обеспечением реализуемых дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности физико-химического цикла: физика природных процессов, геофизика, астрономия, химия);
«Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий для детей дошкольного возраста);
«Многогранность природы» (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по организации естественнонаучной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
«Социально-экологические проекты и детские экологические организации» (методические материалы по организации социально-экологической и природоохранной деятельности детских коллективов);
«Мероприятия по экологическому воспитанию школьников» (методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий экологической тематики для детей школьного возраста).
5 Этапы и сроки проведения
Конкурс проводится с 24 февраля по 22 мая 2020 года и состоит из 2 этапов:
1 этап – муниципальный – с 24 февраля по 10 апреля 2020 года (оценка и отбор лучших программно-методических материалов в муниципалитетах);
2 этап – региональный – с 13 апреля по 22 мая 2020 года (оценка конкурсных программно-методических материалов, определение лауреатов и дипломантов Конкурса, отбор претендентов для участия во Всероссийском этапе Конкурса).
6. Руководство
6.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляет оргкомитет.
6.2. Оргкомитет Конкурса утверждает:
состав жюри по номинациям;
список участников по номинациям;
список лауреатов и дипломантов по номинациям;
список работ, направляемых на федеральный этап Конкурса.
Решения оргкомитета утверждаются председателем (заместителем председателя) оргкомитета.
6.3. Жюри Конкурса:
оценивает работы участников;
определяет лауреатов и дипломантов по номинациям.
6.4. Решение жюри является окончательным и изменению, обжалованию и пересмотру не подлежит.
6.5. ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» размещает на сайте (http://dopobr.68edu.ru/) следующую информацию:
объявление о начале Конкурса в текущем году;
информацию об итогах Конкурса с приложением списка награжденных участников.
7. Требования к конкурсным работам
7.1. Конкурсная работа участника должна быть выполнена в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациями (п. 4).
7.2. Конкурсный материал должен иметь свое название, отражающее содержание работы, и включать в себя только одну единицу программной или методической продукции, либо представлять собой единый комплект соответствующих заявленной номинации материалов (под общим названием), объединение которых логически оправдано.
7.3. Конкурсная работа предоставляется в печатном и электронном виде (весь материал должен быть в одном файле размером до 20 мегабайт, включая иллюстрации).
7.4. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией, в которой перечисляются основные вопросы, освещаемые в работе, отмечается вид методической продукции и указывается круг читателей (пользователей), на которых рассчитан данный методический материал. Текст аннотации строится лаконично и не допускает оценочных и пространных суждений.
Объем работы (методического материала) не ограничен, но предпочтение отдается работам, в которых объем оптимально соответствует задаче раскрытия темы.
7.5. Текст работы должен излагаться на русском языке с соблюдением правил и норм русского языка.
7.6. В случае многостраничных документов материал должен иметь оглавление – перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста с указанием страниц, на которых размещается каждая из них (или используются гиперссылки на соответствующие страницы).
7.7. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение терминам.
7.8. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа нумерованного списка использованных источников, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц. Если используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака (//) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса. Список источников составляется в алфавитном порядке, а в тексте ссылки на использованные источники оформляются номерами в квадратных скобках [1].
7.9. Представляемые конкурсные материалы должны соответствовать требованиям к программам и методической продукции (Приложение 1 к положению).
8. Порядок проведения
8.1. Муниципальный этап
8.1.1. Для проведения муниципального этапа Конкурса в каждом муниципалитете Тамбовской области создается муниципальный оргкомитет и жюри муниципального этапа.
8.1.2. По итогам муниципального этапа муниципальный организатор направляет на региональный этап лучшие работы в каждой номинации (п.4). Итоги муниципального этапа оформляются решением муниципального оргкомитета. Протокол (или выписка из него), направляемый в региональный оргкомитет, должен содержать следующие сведения:
количество участников муниципального этапа Конкурса;
количество методических материалов, представленных на муниципальный этап;
количество образовательных организаций, принявших участие в муниципальном этапе;
сведения об авторах лучших конкурсных работ муниципального этапа: фамилия, имя, отчество (полностью); организация, на базе которой выполнена работа; название методического материала.
8.2. Региональный этап
8.2.1. Для участия в Конкурсе муниципальным органам управления, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо:
до 3 апреля 2020 года зарегистрировать лучшие работы, заполнив предлагаемую форму по ссылке: http://tehnosfera.68edu.ru/konkursy/biotop-profi.html;
до 10 апреля 2020 года предоставить в региональный оргкомитет (г.Тамбов, ул.Сергея Рахманинова, д.3-б, ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», кабинет 26) следующие материалы:
протокол по итогам муниципального этапа Конкурса;
работы победителей муниципального этапа, включающие:
текст и аннотацию программно-методической разработки;
CD или DVD диск, на котором должны быть продублированы текст и аннотация программно-методической разработки;
согласие на обработку персональных данных (Приложение 2 к положению).
9. Критерии оценки конкурсных работ
9.1. Критерии оценки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (0-2 балла по каждому критерию, максимальная сумма – 30 баллов):
соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы;
выраженность актуальности и педагогической целесообразности программы;
соответствие программы действующим нормативным актам и государственным программным документам;
соответствие цели и ожидаемых результатов программы ее содержанию;
обоснованность продолжительности реализации программы;
обоснованность форм и режима организации занятий по программе;
соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей;
соответствие содержания программы заявленной цели и результату;
вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной траектории;
интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия;
соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию;
обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий;
наличие методического сопровождения программы (методические материалы, необходимые для реализации данной программы);
обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы;
значимость программы для ребенка, социума, системы образования.
9.2. Критерии оценки методических материалов (0-2 балла по каждому критерию, максимальная сумма – 30 баллов):
полнота соответствия содержания материала его названию;
актуальность методического материала и ее обоснование;
оригинальность подходов к освещению темы;
информативность и полнота материала;
новизна содержания материала;
научная и фактическая достоверность материала;
корректность использования терминов;
логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.;
возможность поиска информации по тексту, удобство навигации;
соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
комфортность зрительного восприятия материала;
использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
грамотность текста;
корректность использования источников и оформления ссылок на них;
возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.
10. Подведение итогов Конкурса
10.1. Участники Конкурса, набравшие на региональном этапе от 21 до 30 баллов, становятся лауреатами Конкурса и получают соответствующие дипломы управления образования и науки области.
10.2. Участники Конкурса, набравшие на региональном этапе от 11 до 20 баллов, становятся дипломантами Конкурса и получают соответствующие дипломы управления образования и науки области.
10.3. Программы и методические материалы лауреатов и дипломантов Конкурса будут включены в сборник по итогам Конкурса и размещены на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».
10.4. По итогам регионального этапа Конкурса работы, утвержденные оргкомитетом из числа лауреатов и дипломантов (не более 5 в каждой номинации), будут направлены на федеральный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей «БиоТОП ПРОФИ».