Поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий становятся на современном этапе развития страны важными приоритетами государственной политики в сфере образования.  

Основными векторами развития технического творчества в регионе в соответствии с основными положениями Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) и национального проекта «Образование» являются: обеспечение доступности и качества дополнительного образования технической направленности, формирование у подрастающего поколения технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия.

В условиях нововведений и изменений в подходах к обучению детей, основанных на формировании у них компетенций «4К», способствующих самостоятельному решению конкретных производственных задач в командном взаимодействии, актуальным остается вопрос обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами.  

Этот аспект наряду с обновлением содержания и методов дополнительного образования детей, модернизацией инфраструктуры системы ДОД и в целом увеличения охвата детей качественным образованием заложены в основу регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», реализации которого завершается в 2024 году.

В отчетный период деятельность региональной системы дополнительного образования по развитию технического творчества была направлена на решение следующих задач: 

  • обеспечение выравнивания доступности предоставления дополнительного образования детей по технической направленности; обеспечение повышения качества дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через формирование нового содержания дополнительного образования, внедрение инновационных педагогических практик, независимой оценки качества;
  • развитие региональных и муниципальных ресурсных центров дополнительного образования;
  • развитие региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в сфере технического творчества;
  • методическая поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие кадрового потенциала.

 

Область активно участвует в проекте национальной технологической инициативы (НТИ), утвержденном Указом Президента Российской Федерации в 2016 году, обеспечивающим в числе других задач поддержку школьников в стремлении решать технологические вызовы XXI века.

В 2021-2024 гг. в Тамбовской области осуществлялась реализация мероприятий регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области».

Цель проекта заключалась в создании на региональном уровне системы технологических кружков НТИ, объединяющих обучающихся, педагогов, научных работников и представителей предприятий реального сектора экономики с целью обеспечения разработки, поддержки и продвижения проектов обучающихся в инновационных направлениях технического творчества.

За период реализации проекта в регионе созданы 32 технологических кружка на базе образовательных организаций всех муниципальных образований области. В рамках деятельности технологических кружков активно используются оборудование и инновационная инфраструктура, созданная в Тамбовской области в ходе реализации национального проекта «Образование», в том числе ресурсы и оборудование школьных кванториумов (2), центров цифрового образования детей «IT-куб» (3), центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (27).

Охват обучающихся дополнительным образованием в технологических кружках составляет 1040 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет. Доля детей, занимающихся в технологических кружках, от общего числа обучающихся в объединениях технической направленности региональной системы ДО, составляет 6,6%.

Количество обучающихся в технологических кружках по направлениям и сферам Национальной технологической олимпиады (НТО) Junior (учащиеся 12-14 лет) составляет 497 человек, по направлениям НТО (15-18 лет) – 543 человека.

Наиболее востребованными треками НТО Junior в технологических кружках нашего региона являются «Технологии и роботы-исследователи», которые созданы в 7 образовательных организациях, а также «Технологии и креативное программирование» – в 4 организациях. Кроме того, для учащихся 5-7 классов в технологических кружках региона действуют такие объединения, как «Технологии и космос», «Технологии и виртуальные помощники», «Технологии и компьютерные игры», «Беспилотные авиационные системы».

В технологических кружках, ориентированных на работу с учащимися старшего школьного возраста (8-11 классов), также преобладают объединения профиля «Интеллектуальные робототехнические системы», которые созданы в 6 образовательных организациях. Объединения профиля «Технологии виртуальной реальности» – в 3 образовательных организациях, кроме того, в технологических кружках ведется обучение по таким профилям, как «Нейротехнологии и когнитивные науки», «Интеллектуальные энергетические системы», «Передовые производственные технологии», «Цифровые сенсорные системы».

Программное обеспечение представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 32, в том числе:

    15 программ по профилям НТО Junior для учащихся 5-7 классов;

    17 программ по профилям НТО для учащихся 8-11 классов.

По типу и срокам реализации среди дополнительных общеразвивающих программ преобладают краткосрочные (срок реализации – 1 год) программы.

Общее количество педагогов, организующих образовательный процесс в технологических кружках НТИ, 30 человек, что составляет 4,3% от общего количества педагогов технической направленности.

    На базе 3 образовательных организаций области (ФГБОУ ВО ТГУ им. Г. Р. Державина, Центра цифрового образования детей «IT-Куб. Тамбов» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», Детского технопарка «Кванториум» МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова) созданы площадки по подготовке учащихся к НТО.   

Третий год подряд «IT-Куб. Тамбов» выступил организатором регионального финала НТО Junior, участниками которого в 2024 году стали 24 обучающихся организаций общего и дополнительного образования. В рамках финала были проведены конкурсные испытания по пяти технологическим направлениям (сферам). 9 учащихся стали победителями регионального финала. 

В центре цифрового образования детей «IT-Куб.Тамбов» также функционирует учебная площадка образовательного проекта «Яндекс Лицей», учащиеся которого проходят обучение программированию. На занятиях они осваивают актуальный язык программирования Python. Обучение осуществляют педагоги, прошедшие обучение в «Яндексе».

Вопросы организации работы по развитию технической направленности в региональной системе дополнительного образования в 2024 году неоднократно рассматривались на коллегиях министерства образования и науки Тамбовской области, селекторных совещаниях и вебинарах сферы образования.

    В целях совершенствования организационно-методического сопровождения работы по развитию технической направленности дополнительного образования в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, направлено 23 приказа министерства образования и науки области, 56 информационно-методических письма ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества (Регионального модельного центра дополнительного образования детей).

В сети Интернет организована работа портала «Детское техническое творчество в Тамбовской области «Техносфера+» (http://tehnosfera.68edu.ru/). Техническое творчество активно освещается на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» (http://dopobr.68edu.ru/), региональном портале «Дополнительное образование детей Тамбовской области» (http://dop.68edu.ru/), в социальных сетях (https://vk.com/, https://ok.ru, https://rutube.ru).

 

Инфраструктура

В области создана и получила развитие инфраструктура технической направленности:  

ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей;

2 специализированных организации дополнительного образования (СЮТ городов Мичуринска и Рассказово) (в 2023 году – 2, в 2022 – 2);

20 многопрофильных организаций дополнительного образования (в 2023 году – 20, в 2022 – 19);

83 общеобразовательных организации (в 2023 году – 82, в 2022 – 183);

30 дошкольных образовательных организации (в 2023 году – 33, в 2022 – 32);

3 профессиональных образовательных организации (в 2023 году – 3, в 2022 – 7);

3 организации высшего образования (в 2023 году – 3, в 2022 – 3);

2 некоммерческих организации (в 2023 году – 1, в 2022 – 1).

1273 учебных объединения с охватом 15550 обучающихся (в 2023 году – 1177 объединений с охватом 15597 обучающихся, в 2022 – 1273, 15168), из них:

в ОДО – 207 учебных объединений с охватом 2149 обучающихся (в 2023 году – 226 объединений с охватом 2288 обучающихся, в 2022 – 214, 2498);

в СОШ – 850 учебных объединений с охватом 10149 обучающихся (в 2023 году – 752 объединения с охватом 9701 обучающихся, в 2022 – 913, 11046);

в ДОО – 71 учебное объединение с охватом 791 обучающихся
(в 2023 году – 105 объединений с охватом 1222 обучающихся, в 2022 – 98, 1061);

в ПОО – 8 учебных объединений с охватом 186 обучающихся
(в 2023 году – 12 объединений с охватом 215 обучающихся, в 2022 – 10, 190);

в организациях высшего образования (ОВО) – 131 учебное объединение с охватом 2153 обучающихся (в 2023 году – 78 объединений с охватом 2129 обучающихся, в 2022 – 34, 331);

в некоммерческих организациях (НКО) – 6 учебных объединений с охватом 122 обучающихся (в 2023 году – 4 объединения с охватом 42 обучающихся, в 2022 – 4, 42).

Доля объединений технической направленности от общего количества учебных объединений в региональной системе дополнительного образования составила 10,7% (в 2023 году – 9,9%, в 2022 – 10,4%). 

Доля детей, занимающихся в объединениях технической направленности, от общего числа обучающихся в региональной системе дополнительного образования – 14,6% (в 2023 году – 14,8%, в 2022 – 14,3%) (табл. 30).

    Наиболее развита инфраструктура технической направленности в городах Тамбове (1 многопрофильная ОДО, 15 СОШ, 11 ДОО, 2 ПОО, 2 ВОО, 1 НКО), Мичуринске (1 СЮТ, 1 многопрофильная ОДО, 5 СОШ, 2 ДОО, 1 ВОО), Моршанске (1 ОДО, 6 СОШ, 3 ДОО).

Кроме того, в указанных территориях функционируют следующие инновационные площадки:

в городе Тамбове: детский технопарк «Кванториум-Тамбов», Школьные Кванториумы на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» и МАОУ «Лицей №29»,  центр  образования цифрового и гуманитарного профилей «Технокрылья» на  базе ТОГБОУ кадетской школы «Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Демина», школа юного пилота «Взлетная полоса» на базе Студенческого конструкторского бюро «Беспилотные авиационные системы и дистанционное зондирование земли» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», технопарк «Державинский» на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», технопарк «Вернадский» на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Центр цифрового образования детей «ИТ-куб. Тамбов» на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», Центр практической подготовки специалистов в сфере беспилотных летательных аппаратов на базе ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева», специализированные классы БАС на базе 5 организаций общего образования; 

в городе Мичуринске: Центр развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ», Школьные Кванториумы на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19», МАОУ «СОШ №5 «Научно-технологический центр имени И.В. Мичурина», Центр цифрового образования детей «IT-куб. Мичуринск» на базе МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И. В. Мичурина», специализированные классы БАС на базе 2 организаций общего образования.

В 2024 году произошло расширение и обновление инфраструктуры технической направленности вследствие:

открытия 1 сентября 2024 года детского технопарка «Кванториум» (Школьного Кванториума) на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Мичуринска;

открытия 6 Центров образования естественнонаучной и технической направленностей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций Жердевского, Знаменского, Мичуринского, Мордовского и Рассказовского муниципальных округов и города Рассказово;

    открытия Центра практической подготовки специалистов в сфере беспилотных летательных аппаратов на базе ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева» и специализированных классов БАС с аппаратным и программным обеспечением на базе 17 организаций общего образования 12 муниципалитетов Тамбовской области (Жердевского, Мордовского, Никифоровского, Первомайского, Сосновского муниципальных округов и городов Кирсанова, Котовска, Мичуринска,  Моршанска, Рассказово, Тамбова и Уварово).

В то же время необходимо отметить, что в 8 муниципалитетах области (Бондарском, Знаменском, Моршанском, Никифоровском, Петровском, Староюрьевском, Уваровском, Уметском муниципальных округах) инфраструктура технической направленности представлена только объединениями технической направленности, созданными на базе общеобразовательных школ, при этом в данных муниципалитетах отсутствуют многопрофильные ОДО и ПОО, которые могли бы стать центрами развития технического творчества и формирования кадрового потенциала для образовательных организаций муниципалитетов. Из перечисленных 8 муниципалитетов наименьшее количество объединений технической направленности (по 6) создано на базе общеобразовательных школ в Петровском (охват обучающихся – 94) и Уваровском (44 обучающихся) муниципальных округах.

Наибольшее количество учебных объединений технической направленности создано в образовательных организациях городов Тамбова (398 объединений с охватом 5523 обучающихся), Мичуринска (175 объединений, 1745 учащихся), Моршанска (88 объединений, 1317 учащихся), как следствие хорошо развитой и обновленной инфраструктуры, а также постоянно увеличения количества инновационных образовательных центров в данных муниципалитетах.

     В целом за последние 3 года суммарные показатели охвата обучающихся и количества созданных объединений технической направленности в образовательных организациях области варьируют в пределах не более 3-8%, достигнув стабильно высоких значений.

    Необходимо отметить положительную динамику по данным показателям в 2024 году в организациях общего образования: количество объединений технической направленности увеличилось на 12%, количество обучающихся на 4,5%. В то же время, наряду с увеличением количества обучающихся в объединениях технической направленности общеобразовательных организаций в 2024 году произошла стабилизация указанных показателей в организациях дополнительного, профессионального и высшего образования.

Положительная динамика анализируемых показателей стала следствием процессов успешной реализации комплекса мероприятий в рамках региональных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», направленных на увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами технической направленности, а также расширение и обновление инфраструктуры технической направленности.

Координируют деятельность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности ресурсообеспечивающие организации, выполняющие функцию методической поддержки развития технической направленности в региональной системе дополнительного образования:

2 региональных ресурсных центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, региональный координатор НТО Junior в Центральном Федеральном округе; МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»);

Центр дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум-Тамбов» (стажерская площадка министерства образования и науки Тамбовской области);

Центр практической подготовки специалистов в сфере беспилотных летательных аппаратов на базе ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева»;

17 специализированных классов БАС с аппаратным и программным обеспечением на базе организаций общего образования;

32 технологических кружка, созданных за период реализации регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области» во всех муниципалитетах региона;

3 центра цифрового образования детей «ИТ-куб» (созданные на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И.В. Мичурина» города Мичуринска, МБОУ «Школа-Экотех» города Котовска);

4 Школьных Кванториума (созданных на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Мичуринска, МАОУ «Лицей №29» города Тамбова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Мичуринска);

2 специализированные ОДО (СЮТ городов Мичуринска и Рассказово).

    Кроме того, ресурсообеспечивающими организациями выступают Центр развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО «МичГАУ», технопарк «Державинский» и студенческое конструкторское бюро «Беспилотные авиационные системы и дистанционное зондирование земли» на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Технокрылья» на  базе ТОГБОУ кадетской школы «Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Демина».

    Таким образом, модернизация структурной организации дополнительного образования в сфере технического творчества за отчетный период нарастающим итогом с 2020 года коснулась всех муниципальных образований (100%).

   

    Программное обеспечение технической направленности дополнительного образования представлено реализацией дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в количестве 690 (в 2023 году – 684, в 2022 – 659), из них:

в ОДО – 108 программ (в 2023 году – 103 программы, в 2022 – 107);

в СОШ – 482 программы (в 2023 году – 460 программ, в 2022 – 482);

в ДОО – 37 программ (в 2023 году – 47 программ, в 2022 – 45);

в ПОО – 3 программы (в 2023 году – 9 программ, в 2022 – 9);

в ОВО – 55 программ (в 2023 году – 63 программы, в 2022 – 14);

в НКО – 4 программы (в 2023 году – 2 программы, в 2022 – 2).

В том числе на базе инновационных площадок реализуются 432 программы технической направленности, что составляет 62,6% от общего количества программ технической направленности (в 2023 году – 424 программы, что составляло 62%, в 2022 году – 390, 59,2%). Динамика данного показателя свидетельствует о том, что в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» успешно удалось решить задачу по обновлению содержания дополнительного образования технической направленности за счет включения в образовательный процесс программ по инновационным направлениям технического творчества.

Доля программ технической направленности от общего количества программ в региональной системе дополнительного образования составляет 11,6% (в 2023 году – 11,4%, в 2022 – 10,5%) (табл. 31).

Наибольшее количество программ технической направленности реализуется в образовательных организациях города Тамбова (174), города Мичуринска (63), Тамбовского муниципального округа (48), Мичуринского муниципального округа (41), города Рассказово (33), города Моршанска (30), наименьшее – в образовательных организациях Знаменского Никифоровского, Петровского и Уваровского муниципальных округов по 6.

По типу и срокам реализации среди образовательных программ преобладают модифицированные краткосрочные программы (78,1% от общего количества программ технической направленности, реализуемых в региональной системе дополнительного образования). Кроме того, в области реализуются профессионально ориентированные (2,6%) программы, программы углубленного уровня для детей, проявляющих способности и таланты в сфере научно-технического творчества (6,5%). На долю сетевых и дистанционных приходится 3,9% программ.

В 2024 году велась работа по обновлению содержания и методов дополнительного образования детей в сфере технического творчества, в том числе в связи с созданием технологических кружков НТИ, открытием Школьного Кванториума, а также формированием новых объединений Центра цифрового образования детей «IT-куб. Тамбов». Было разработано более 40 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по инновационным направлениям технического творчества.

Кроме того, для организации образовательного процесса в инновационных центрах были разработаны сборники «Материалы заданий Всероссийской междисциплинарной олимпиады школьников «Национальная технологическая олимпиада» и «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с профориентационным компонентом».

Данные программно-методические ресурсы размещены на сайтах образовательных организаций и на региональном портале «Техносфера+». Всего на портале размещено 9 программ и 45 методических разработок по различным направлениям технического творчества. 

18 лучших практик педагогов области размещены в региональном межведомственном банке эффективных (лучших) практик в системе ДОД Тамбовской области. 

В отчетный период в области продолжился детальный анализ качества реализуемых программ технической направленности на основе независимой оценки качества (НОК). Всего в 2024 году процедуру НОК успешно прошли 27 программ технической направленности, что составляет 3,9% от общего числа программ технической направленности, реализуемых в региональной системе ДОД в 2024 году. За период реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» процедуру НОК успешно прошли 116 программ технической направленности (16,8% от общего количества программ технической направленности, реализуемых в настоящий момент).

В то же время, несмотря на значительные положительные изменения, по-прежнему, слабо развита система дистанционного и сетевого обучения, сохраняется недостаток программ для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, программ для работы с детьми, проявляющими способности в сфере научно-технического творчества и программ, реализуемых в каникулярный период.

 

Кадровое обеспечение

Одной из важных задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» является развитие кадрового потенциала. Проведенный мониторинг показывает, что в рамках технической направленности в значительной степени удалось найти решение кадровой проблемы.

Общее количество педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, составляет 701 человек (в 2023 году – 677, в 2022 – 639), из них:

в ОДО – 74 человека (в 2023 году – 76, в 2022 – 77);

в СОШ – 533 человека (в 2023 году – 461, в 2022 – 488);

в ДОО – 40 человек (в 2023 году – 58, в 2022 – 49);

в ПОО – 4 человека (в 2023 году – 11, в 2022 – 9); 

в ОВО – 46 человек (в 2023 году – 69, в 2022 – 14);

в НКО – 4 человека (в 2023 году – 2, в 2022 – 2).

В том числе на базе инновационных площадок программы технической направленности реализуют 350 педагогов, что составляет 49,9% от общего количества педагогов технической направленности (в 2022 году – 344, что составляло 50,8%, в 2022 ­– 322, 50,4%).

Доля педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы технической направленности, от общего количества педагогов в региональной системе дополнительного образования составляет 11,1%
(в 2023 году – 10,4%, в 2022 – 9,6%). 

Анализ количественных показателей позволяет сделать вывод о значительном более чем в 7 раз преобладании числа педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе СОШ, по сравнению с аналогичным показателем в ОДО. Данное соотношение последовательно увеличивается в течении 3 последних лет (табл. 32).

Это связано с созданием центров образования «Точка роста», Школьных Кванториумов, технологических кружков и других инновационных структур преимущественно на базе общеобразовательных школ. Следствием этого является преобладание программ по современным направлениям технического творчества (робототехника, 3D моделирование и прототипирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов и их управление, программирование), что требует соответствующего материально-технического оснащения и кадрового обеспечения.

В 2024 году количество педагогов в организациях общего образования увеличилось более чем на 70 человек, тогда как в образовательных организациях других типов отмечается незначительное сокращение количества педагогических работников по сравнению с 2023 годом.

Кроме того, в связи с расширением и обновлением инфраструктуры технического творчества, развитием инновационных направлений намечена позитивная тенденция омоложения педагогических кадров.  

К муниципалитетам, имеющим наиболее значительный кадровый потенциал для развития технического творчества относятся город Тамбов (161), город Мичуринск (68), город Моршанск (51), Тамбовский муниципальный округ (45).

Наименьшее количество педагогов отмечается в Знаменском (6), Никифоровском (6), Петровском (6) и Уваровском (5) муниципальных округах. 

Это связано с недостаточным развитием инфраструктуры дополнительного образования технической направленности в данных территориях, отсутствием системы сетевого взаимодействия по развитию технического творчества.

В 2024 году для педагогических работников были проведены 5 мероприятий, в том числе:

проектная лаборатория «Методы и инструменты проектной деятельности обучающихся» в рамках областного слета научных обществ учащихся;

круглый стол «Школьные Кванториумы Тамбовской области: эффективность деятельности и ключевые векторы развития на среднесрочную перспективу»;

областной вебинар «Реализация региональных программ и проектов «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», «Кадры для беспилотных авиационных систем» в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в Тамбовской области;

областной семинар-практикум «Использование 3D-технологий при организации проектной деятельности обучающихся»;

круглый стол по итогам реализации регионального сетевого проекта «Развитие кружкового движения национальной технологической инициативы (КД НТИ) в образовательных организациях Тамбовской области».

Участниками мероприятий стали 169 педагогических работников из 29 муниципалитетов области.

Также, в 2024 году педагоги области были вовлечены в систему творческих и профессиональных конкурсов.

2 педагога (СОШ №5 НТЦ имени И.В. Мичурина города Мичуринска и Токаревского дома детского творчества) стали финалистами регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Педагог дополнительного образования по технической направленности».

1 педагог Новоникольской школы Мичуринского муниципального округа стал финалистом профессионального конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей»;

2 педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Станция юных техников» города Мичуринска стали лауреатами 2 степени Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» Федерального центра технического творчества учащихся ФГБОУ ВО «МГТУ «Станкин».

В отчетный период педагог Школьного Кванториума МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова приняла участие в 7-й межрегиональной научно-практической конференции «Наследие К.Э. Циолковского и современность», посвященной 167-летию со дня рождения ученого.

2 педагогических работника колледжа техники и технологии наземного транспорта имени М.С. Солнцева приняли участие во Всероссийском проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2024», посвященном вопросам развития беспилотных авиационных систем.

2 педагога Центра развития современных компетенций детей Мичуринского ГАУ стали участниками Всероссийского «Физтех-Форума-2024».

Педагоги и специалисты образовательных организаций области регулярно принимают участие в работе экспертных комиссий конкурсов, хакатонов, чемпионатов всероссийского уровня.

3 педагогических работника центра цифрового образования «IT-куб. Тамбов» приняли участие в экспертной оценке конкурсных проектов участников финала регионального чемпионата «Точка роста» – движение вперед» среди обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области.

3 педагога  вошли в состав жюри финала регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Наставник Космоквантума детского технопарка «Кванториум – Тамбов» входит в число разработчиков и экспертов международного аэрокосмического фестиваля.

В 2024 году педагоги и специалисты области прошли обучение на курсах повышения квалификации и образовательных сессиях разного уровня.

В рамках реализации в 2024 году регионального проекта «Беспилотные авиационные системы» 52 педагогических работника образовательных организаций Тамбовской области прошли обучение в городе Калуга на базе Федерального технопарка профобразования «Профессионалитет» по программе профессиональной переподготовки в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.

1 педагог Школьного Кванториума МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова по программе повышения квалификации «Особенности работы с одаренными в области информатики школьниками и проведение олимпиад по информатике» в Образовательном центре «Сириус».

1 педагог ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» прошел обучение по программе «Современные образовательные технологии в реализации дополнительного образования и воспитании детей».

2 педагога Центра развития современных компетенций детей МичГАУ прошли обучение по программе IТ Старт «Преподавание основ робототехники и БПЛА в смешанной реальности».

5 педагогов и специалистов по программе повышения уровня профессиональной компетентности в сфере методической деятельности через систему занятий в региональной межведомственной школе профессионального мастерства (Тамбов).

17 педагогов и специалистов области работают в составе регионального межведомственного экспертного совета по вопросам развития дополнительного образования.

Доля педагогических работников дополнительного образования, охваченных системой сопровождения развития и совершенствования профессионального мастерства, составила 27,3% от общего количества педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. 

 

Конкурсы и массовые мероприятия для детей в сфере технического творчества

Традиционной формой мероприятий, направленных на вовлечение детей в техническое творчество, является проведение конкурсных и массовых мероприятий.

В 2024 году в регионе продолжилась работа, направленная на проведение новых конкурсных мероприятий по инновационным направлениям технического творчества, повышение уровня сложности конкурсных заданий, введение системы многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленных на их мотивацию, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка.

В 2024 году проведены:

ХVI областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век» (ноябрь-март);

I открытая межрегиональная олимпиада по 3D-моделированию и прототипированию «Tambov-3D» (февраль);

областной хакатон (чемпионат) «FutureSkillsHack» (февраль-март);

открытый фестиваль авиамоделирования Тамбовской области (март-ноябрь);

ХI открытый межрегиональный фестиваль робототехники Тамбовской области (апрель);

областная выставка начального технического конструирования и моделирования (сентябрь-ноябрь);

областной хакатон (чемпионат) «Смарт Квант» (октябрь);

региональный отборочный этап X Всероссийской командной инженерной олимпиады школьников по 3D-технологиям «Инженеры будущего: 3D-технологии» (ноябрь);

региональная командная олимпиада по программированию (декабрь).

Таким образом, всего в отчетный период в области проведено 9 конкурсов и массовых мероприятий по техническому творчеству для детей с охватом 1673 обучающихся. Количество конкурсантов (конкурсные единицы) – 769 (в 2023 году – 9 конкурсов и массовых мероприятий с охватом 1644 обучающихся, 650 конкурсантов; в 2022 – 7, 707, 344) (табл. 33).

Общее количество победителей и призеров конкурсов составило 219 человек, 28,5% от общего количества конкурсантов (в 2023 году – 213 человек, 32,8%; в 2022 – 130, 37,8%).

Наиболее активное участие в конкурсных мероприятиях принимали обучающиеся городов Тамбова (762 участников), Мичуринска (150), Рассказово (92) и Моршанска (68).

Высокую результативность в областных конкурсных мероприятиях демонстрируют обучающиеся городов Тамбова (93 призовых места, 49% от общего количества конкурсантов муниципалитета), Мичуринска (20, 28%) и Рассказово (14, 22%).

В этих муниципалитетах созданы инновационные площадки и ресурсные центры по направлениям технического творчества: робототехника, информационные технологии (Мичуринск, Тамбов), авиамоделирование (Мичуринск), центры цифрового образования детей «IT-куб» (Тамбов, Мичуринск), Школьные Кванториумы (Тамбов, Мичуринск), на протяжении долгого времени действуют специализированные ДОД (Мичуринск, Рассказово). Мотивированность педагогов и детей на успех в выбранных сферах деятельности приводит к высоким результатам в областных конкурсах и свидетельствует об успешном решении образовательных задач.

В областных конкурсах технической направленности на протяжении 3 последних лет регулярно принимают участие представители большинства муниципалитетов области (2024 – 29 муниципалитетов, 2023 – 30, 2022 – 28), что связано, как с увеличением количества конкурсных мероприятий и расширением конкурсной тематики, так и преобладанием актуальных и соответствующих современному уровню развития науки и техники направлений и номинаций в проводимых мероприятиях.

В 2024 году количество участников Тамбовской области в межрегиональных и всероссийских фестивалях, олимпиадах, конкурсах и конференциях по техническому творчеству осталось на стабильно высоком уровне. В то же время необходимо отметить, что увеличилось число участников олимпиад и конкурсных мероприятий по инновационным направлениям технического творчества, а также повысилась результативность участия в данных мероприятиях, что связано с активизацией работы инновационных площадок.

Общий охват детей мероприятиями межрегионального, всероссийского и международного уровней составил 167 человек, процентное соотношение победителей и призеров – 45% от общего числа конкурсантов (в 2023 году – 174 человека, 36%, в 2022 году – 71 человек, 31%). 

В 2024 году учащиеся образовательных организаций Тамбовской области достигли высоких результатов на следующих международных и всероссийских конкурсах технической направленности:

 1 обладатель Гран-При, 13 лауреатов I степени, 5 лауреатов II степени, 3 лауреата III степени Всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза», посвященного памяти Заслуженного деятеля искусств России С. В. Чернышева (Тамбов);

1 обладатель Гран-При, 1 победитель, 4 призера международного конкурса «Школьный патент – Шаг в будущее» (Тамбов, Сампурский муниципальный округ);

4 победителя (Мичуринск) и 10 призеров (Мичуринск, Рассказово,  Тамбов) Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России»;

1 победитель XX Олимпиады по авиации, организованной ОКБ «Сухой» и МАИ (Тамбов);

1 победитель Всероссийского творческого конкурса «Автомобиль: вчера, сегодня, завтра» (Мичуринск);

1 победитель Всероссийского творческого конкурса «Спецтранспорт на службе людям» (Мичуринск);

1 победитель международного конкурса по информатике и информационным технологиям «Инфознайка-2024» (Рассказово);

6 призеров Всероссийского конкурса начального технического моделирования и конструирования «Юный техник-моделист» (Рассказово,  Мичуринск, Котовск);

2 призера Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Первомайский муниципальный округ);

2 призера финального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по профилю «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» (Мичуринск, Тамбов);

1 призер Всероссийского творческого конкурса «Инженер – звучит гордо!» (Мичуринск);

1 призер Всероссийского творческого конкурса «Летим, плывем и едем» (Мичуринск);

1 призер Национальной технологической олимпиады по направлению «Информационная безопасность» (Тамбов);

1 призер Российского национального отборочного этапа VIII Международной Scratch-Олимпиады (Тамбов);

1 бронзовый призер Всероссийской олимпиады по информатике имени Мстислава Келдыша (Тамбов);

1 призер (диплом 3 степени) по профилю «Информатика» Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» (Тамбов);

1 призер (диплом 2 степени) по профилю «Программирование» Всероссийской олимпиады школьников «Шаг в будущее» (Тамбов);

1 финалист международного чемпионата высоких технологий в компетенции «Агроботы» (Тамбовский муниципальный округ);

2 финалиста Национальной технологической олимпиады по направления «Умный город» и «Нейротехнологии и когнитивные науки» (Тамбов);

3 финалиста третьего сезона Всероссийского студенческого конкурса авиационного творчества (Тамбов);

6 полуфиналистов Всероссийского конкурса «Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований «Кибердром.2024» (Тамбов).

В 2024 году 2 учащихся МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова, достигшие высоких результатов на федеральном уровне, стали обладателями грантов Правительства Тамбовской области одаренным детям.

Объединив все показатели мониторинга в разрезе территорий, можно сделать вывод о том, что техническая направленность дополнительного образования наиболее динамично развивается в Тамбовском муниципальном округе, а также городах Мичуринске, Моршанске и Тамбове.

К территориям с низкими показателями относятся Знаменский, Никифоровский, Петровский, Уваровский, Уметский муниципальные округа.

Яндекс.Метрика