Актуальность проекта
На современном этапе развития отечественного промышленного производства в условиях растущих потребностей в специалистах с высокой квалификацией и форматом технического мышления нового уровня перед образовательными организациями региона стоит задача расширения деятельности по развитию технического творчества среди детей и молодежи. Одним из путей развития технического мышления у молодого поколения, вошедшего в ХХI век, является целенаправленное обучение их основам конструирования технических устройств, разработки и изготовления действующих моделей, механизмов и приборов.
Ярким примером такого обучения служат занятия в авиамодельных объединениях, на которых учащиеся в процессе изготовления своих моделей обучаются навыкам использования различных инструментов, применению на практике технологических приемов и необходимых сведений из самых различных областей техники.
Важность технического образования учащихся обусловлена и стратегией развития образования, структура и содержательное обновление которой рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.
На смену снижению популярности технического творчества, в том числе авиамоделизма, в 80-90-х годах XX века, сегодня приходит повышение интереса к данному виду творчества. Уделяется внимание развитию детского технического творчества, возрождаются авиамодельные объединения в организациях дополнительного образования, проводятся мероприятия, способствующие популяризации авиамодельного спорта.
В Тамбовской области, несмотря на недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение объединений технической направленности, отсутствие у большей части детей устойчивой мотивации на занятия техническим творчеством, имеются предпосылки для развития авиамоделизма как одного из приоритетных направлений технического вида спорта. В организациях общего и дополнительного образования городов Мичуринска, Уварово, а также Мучкапского, Первомайского, Пичаевского и Сосновского районов созданы авиамодельные объединения. Общий охват детей в них составляет более 200 человек. Центрами авиамоделизма являются Станция юных техников города Мичуринска и Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл» города Уварово, учащиеся которых под руководством опытных педагогов-тренеров являются неоднократными победителями и призерами муниципальных и региональных соревнований по авиамодельному спорту.
Учитывая важность технического образования школьников, ориентированного на успешность и конкурентоспособность в современном обществе с интенсивным развитием и использованием робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, опираясь на позитивный опыт образовательных организаций-центров авиамоделизма, перед системой дополнительного образования Тамбовской области стоит задача дальнейшего развития и популяризации данного вида спортивно-технического творчества.
Решение этой задачи и актуализирует реализация проекта по развитию авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области.
Цель проекта:
создание необходимых условий для развития и популяризации авиационного моделирования в системе дополнительного образования Тамбовской области, содействие самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся.
Задачи проекта:
- способствовать расширению сети авиамодельных объединений в образовательных организациях области;
- способствовать повышению качества образовательных услуг в сфере авиамоделизма;
- способствовать созданию мотивационной среды к занятиям авиамоделированием;
- способствовать укреплению сотрудничества образовательных организаций системы дополнительного образования с промышленными, военными и иными предприятиями области;
- обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и широкую популяризацию передового педагогического опыта в сфере авиамоделирования в региональной системе дополнительного образования.
Описание проекта
В основу проекта «Развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области» заложен комплекс мероприятий, направленных на расширение сети авиамодельных объединений в образовательных организациях области, повышение мотивации детей к занятиям авиамоделизмом и оказание методической помощи педагогам, руководителям авиамодельных объединений технического творчества.
В рамках проекта предусматривается создание необходимых условий для популяризации авиационного моделирования по нескольким направлениям.
Первое направление – расширение сети авиамодельных объединений.
Основной акцент в проекте ставится на расширении сети авиамодельных объединений в организациях общего и дополнительного образования Тамбовской области как наиболее востребованных в подготовке технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных отраслей производства в будущем.
В рамках проекта расширение сети авиамодельных объединений имеет три последовательных уровня.
Первый уровень. Обучение основам авиамоделирования педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы начального технического конструирования и моделирования, учителей начальных классов и учителей технологии в организациях общего и дополнительного образования. Для этого разрабатывается и внедряется система мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением педагогов-новаторов образовательных организаций-центров авиамоделизма и специалистов в области авиамоделирования.
Педагоги дополнительного образования в процессе обучения основам авиамоделирования при методической поддержке специалистов регионального ресурсного центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества») разрабатывают модуль «Авиамоделирование» для включения его в реализуемые ими дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности.
Второй уровень. Включение модуля «Авиамоделирование» в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы начального технического моделирования и конструирования. Модуль занимает не более 30% учебных часов от общего количества часов программы и включает обучение детей 7-10 лет (ознакомительный уровень) и 10-12 лет (базовый уровень).
Реализация модуля направлена на приобретение опыта и создание базиса для последующей работы по развитию авиамоделизма в региональной системе дополнительного образования.
Третий уровень. Создание областной очно-заочной школы юного авиаконструктора. Обучение в школе проходят учащиеся, прошедшие обучение в рамках модуля «Авиамоделирование» программ технической направленности, а также учащиеся, имеющие склонности к техническому творчеству в сфере авиамоделизма. Обучение построено по принципу работы конструкторского бюро, где каждый учащийся может овладеть первоначальными навыками ряда специальностей в сфере авиамоделирования.
Кроме того, в рамках работы школы при организационно-методической поддержке специалистов регионального ресурсного центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества») проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, разработку программно-методического материала для реализации в учебных объединениях по авиамоделизму.
Параллельно с работой школы в образовательных организациях, в которых будут созданы необходимые условия (кадровые, программно-методические, материально-технические), а также будет сформирована достаточная мотивация учащихся к занятиям авиамоделизмом, откроются учебные объединения юного авиаконструктора.
Второе направление – введение направления «Авиамоделирование» в ряд организационных форм работы с одаренными детьми.
К таким организационным формам относятся: региональная олимпиада учащихся системы дополнительного образования Тамбовской области; тематические зимние и летние школы для одаренных детей; региональная школа одаренного ребенка.
Диапазон заданий для олимпиады предполагает изучение тем, связанных с авиацией и авиамоделированием. Темы олимпиады объявляются предварительно, необходимые теоретические материалы размещаются в сети Интернет в разделе «Авиамоделирование» портала «Детское техническое творчество Тамбовской области «Техносфера+». Задания разрабатываются специалистами регионального ресурсного центра (ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества») и специалистами в области авиамоделирования из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и педагогов-новаторов образовательных организаций-центров авиамоделизма.
Зимние и летние школы для одаренных детей, обучение в региональной школе одаренного ребенка являются инновационными образовательными площадками для развития и реализации способностей учащихся, вовлекают их в разнообразную интеллектуальную и техническую коллективную деятельность. Занятия в этих школах строятся по принципу личностно-ориентированного обучения и содействуют расширению теоретических знаний, совершенствованию практических умений, адекватному оцениванию своих инженерных возможностей в области авиационного моделирования.
Третье направление – создание мотивационной среды для занятий авиамоделированием.
Создание мотивационной среды направлено на увеличение охвата учащихся, занимающихся техническим творчеством в сфере авиамоделизма. Мотивационная среда формируется через регулярно проводимые тематические акции по популяризации авиамоделизма, систему стимулирования и поощрения учащихся, занимающихся данным видом деятельности.
Тематические акции проходят 2 раза в год и включают недели технического творчества, конкурсы, выставки, соревнования, фестивали.
Кроме того, в целях формирования мотивационной среды в номинацию по техническому творчеству областного конкурса исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку» будет введена подноминация «Авиамоделирование».
По итогам участия в акциях, олимпиаде и конкурсе формируется портфолио индивидуальных достижений учащихся. Для учащихся, набравших наибольшее количество баллов по результатам портфолио, проект предусматривает введение механизмов поощрения.
Механизмы поощрения предполагают экскурсионные поездки на авиабазы ВВС России и музеи авиации, преимущественное право летнего отдыха на льготных основаниях в Центре творчества и оздоровления «Космос» (Тамбовский район, Тулиновское лесничество), Всероссийском детском центре «Орленок» (Краснодарский край, Туапсинский район) и Международном детском центре «Артек» (Республика Крым, г.Ялта).
Четвертое направление – создание информационного ресурса, поддерживающего развитие авиамоделизма в системе дополнительного образования Тамбовской области.
В рамках проекта на Интернет портале «Детское техническое творчество Тамбовской области «Техносфера+» создается информационный раздел «Авиамоделирование», включающий нормативные документы, теоретические материалы региональной олимпиады учащихся системы дополнительного образования Тамбовской области, графики проведения мероприятий в рамках тематических акций, методические рекомендации педагогов-новаторов, онлайн и офлайн консультирование.
Для популяризации и трансляции опыта реализации проекта планируется сотрудничество с порталом «Образовательная робототехника, техническое творчество, ФГОС» Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники (http://фгос-игра.рф).
Пятое направление – повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере авиамоделизма.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов будет разработан модуль по авиамоделизму, реализуемый через обучение в региональной школе профессионального мастерства.
Для обеспечения популяризации передового педагогического опыта в сфере авиамоделизма проект предусматривает реализацию комплекса мероприятий, включающего методическую, консультационную и организационную помощь руководителям авиамодельных объединений через проведение и трансляцию открытых занятий, мастер-классов, изданных методических пособий, программ, созданных видеофильмов и видеороликов.
Шестое направление – укрепление сотрудничества между образовательными организациями системы дополнительного образования и промышленными, военными и иными предприятиями области.
Взаимодействие образовательных организаций и предприятий области осуществляется через совместное проведение культурно-массовых (классные часы, конкурсы, спортивные мероприятия, творческие проекты, экскурсии и другие) и образовательных (лекции, беседы, семинары) мероприятий; помощь в укреплении учебно-материальной базы, улучшении технической готовности, благоустройства помещений и территорий образовательных организаций.
Территория реализации проекта
Проект реализуется на всей территории Тамбовской области.
Целевые группы проекта:
учащиеся образовательных организаций общего и дополнительного образования, педагоги, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы начального технического моделирования и конструирования.
Этапы и сроки реализации проекта (февраль 2016 года – декабрь 2018 года)
Проект реализуется в три этапа:
Подготовительный этап – февраль-август 2016 года – включает разработку нормативной базы, обеспечивающей сопровождение и внедрение проекта.
Этап реализации – сентябрь 2016 года – август 2018 года – включает реализацию перечня основных мероприятий проекта (Приложение к проекту).
Заключительный этап – сентябрь-декабрь 2018 года – включает проведение анализа результатов реализации проекта, обобщение данных, определение дальнейших перспектив.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, обеспечит к декабрю 2018 года достижение следующих результатов:
- образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности, в которых созданы авиамодельные объединения, составят не менее 30% от общего количества образовательных организаций, реализующих данный вид программ;
- сформирована мотивация к занятиям техническим творчеством в области авиационного моделирования не менее чем у 45% учащихся от общего числа детей региональной системы дополнительного образования;
- охват педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности, увеличится на 100%;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках обучения в региональной школе профессионального мастерства не менее чем у 80% педагогов от общего количества педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности в области авиационного моделирования.
Управление реализацией проекта
Разработчик проекта – управление образования и науки области.
Для реализации мероприятий проекта привлечены исполнители: областные и муниципальные образовательные организации, подведомственные управлению образования и науки области, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности.
Курирует реализацию проекта управление образования и науки области.
Научно-методическое сопровождение реализации проекта осуществляют ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» и ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет».
Организационно-методическое сопровождение реализации проекта осуществляет Региональный ресурсный центр дополнительного образования детей – ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».