Автор:
Шпынева Светлана Михайловна, учитель информатики МАОУ «Центр Образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г.Тамбова
Цель: Познакомиться с действием команд «Если …» блока КОНТРОЛЬ; простыми и составными условиями, логическими операциями И, ИЛИ, НЕ; рассмотреть команды блока СЕНСОРЫ; познакомиться с элементами блока ОПЕРАТОРЫ, с техникой разветвления анимированных действий.
КОМАНДЫ ВЕТВЛЕНИЯ «ЕСЛИ…»
- Команда ветвления ПОЛНОЙ ФОРМЫ.
Команды, следующие за командой «Если… иначе …» (прикрепленные под ней), выполняются независимо от условия сразу после выполнения команды «Если ... иначе …».
- Команда ветвления СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЫ
Если условие соблюдается, то выполняются вставленные в нее команды, а если нет – команды, следующие за этой командой ветвления.
Команды, следующие за командой ветвления, выполняются, и когда условие в ветвлении соблюдается, и когда не соблюдается, – они в любом случае выполняются следом за командой «Если …»/ «Если … иначе …».
УСЛОВИЯ
- Простое условие
Может состоять из вопросительных элементов блока СЕНСОРЫ:
или элементов сравнения (отношения) блока ОПЕРАТОРЫ:
- Составное условие
Состоит из двух или нескольких вопросов/отношений, соединенных логическими операциями И, ИЛИ, НЕ. Для этого используются следующие блочки блока ОПЕРАТОРЫ.
Эти блочки содержат входные окошки, куда вставляются блоки сравнений или сенсоры, или еще раз такие же блоки. |
И – условие ИСТИННО, если истинны ОБА вопроса/отношения.
ИЛИ – условие ИСТИННО, если истинно ХОТЯ БЫ ОДНО.
НЕ – отрицание вопроса/отношения.
Задание:
Составим скрипт, в котором наш Скретчик просит вас поставить ему оценку и проверяет, правильность ввода числа для установленного в школе пятибалльного диапазона (1, 2, 3, 4, 5). В случае ошибки (ввода числа, меньшего 1 или большего 5) он сообщает вам: «Такой нет в школе!» «Идем дальше.» Если же оценка поставлена в правильном диапазоне, то Скретчик сообщит только «Идем дальше».
Ход работы:
Наберите скрипт по образцу, представленному ниже.
Если ввести число от 1 по 5, то Кот сразу скажет: «Идем дальше». Если меньше 1 или больше 5, то он подумает: «Такой в школе нет!» и скажет: «Идем дальше».
Условие равнозначно ниже представленному
В нем отрицается правильный диапазон школьных оценок, то есть «не (больше 0 И меньше 5)». Мы пишем условие правильного диапазона оценок (больше 0 И меньше 5), а затем отрицаем его – в этом случае и сообщаем, что «такой нет в школе!».
Часто выполнение программы зависит от ответа пользователя «Да/Нет». При составлении скрипта надо учесть возможности разного написания данного ответа (с учетом регистра и раскладки клавиатуры): НЕТ, Нет, нет, YTN, Ytn, ytn и ДА, Да, да, LF, Lf, lf. Ниже приведен пример составления такого сложного условия.
Еще сложнее дело обстоит, например, с ответом на вопрос: «К каким устройствам относится клавиатура?» Здесь еще больше вариантов ответа:
- Устройствам ввода
- УСТРОЙСТВАМ ВВОДА
- устройствам ввода
- К устройствам ввода.
- К УСТРОЙСТВАМ ВВОДА
- к устройствам ввода
- ВВОДА
- Ввода
- ввода
И соответствующие им в английской раскладке клавиатуры, если пользователь забыл ее переключить. Эти варианты вы и видите ниже.
Как использовать в качестве условия ниже представленные элементы блока СЕНСОРЫ?
Ответ: надо вставить данный элемент в окошко (соответствующей формы) условия команды «Если …» и подведя курсор мышки к окошку цвета щелкнуть ЛКМ, при этом курсор примет вид пипетки, которой нужно зацепить необходимый цвет.
Задание:
Составить скрипт для произвольной анимации, в которой герой задает вопрос и, проверив правильность ответа на него, сообщает о результате проверки.
Например:
Дополнительно:
- Изменить созданный скрипт, чтобы в случае неправильного ответа герой говорил: «Неверно, попробуй снова» и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ.
Рекомендации:
- Использовать полную форму команды ветвления.
Вспомогательные вопросы:
- Какая команда потребуется, чтобы организовать повтор попыток ввода ответа?
- Продолжите свой скрипт, задав вопрос: «Как называется устройство компьютера, которое временно хранит информацию?» без повтора попыток ответа. Создайте для него сложное составное условие, используя изложенный материал.
Вспомогательные вопросы:
- Сколько вариантов ответа имеет данный вопрос с использованием русской раскладки клавиатуры?
- Какие логические связки необходимо использовать?