Автор-составитель:
Цыганков Павел Юрьевич, методист ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
История создания самолета ИЛ-76
Самолет Ил-76 создан в опытно-конструкторском бюро имени С.В.Ильюшина под руководством заместителя генерального конструктора Г.В.Новожилова и предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения.
Ил-76 первый в истории нашей страны военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями, который способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 т на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч.
Благодаря своим уникальным инженерно-техническим качествам Ил-76 стал самым распространенным военно-транспортным самолётом в мире, потенциал которого и сегодня продолжает развиваться и воплощаться в новые модификации самолётов военного и гражданского назначения.
Авиамодель при своих малых размерах сохраняет всю красоту и мощь военно-транспортного самолета Ил-76.
Для её изготовления потребуются следующие материалы и инструменты:
- Один лист пенопластовой потолочной плитки толщиной 3-4 мм размером 500×500 мм.
- Клей «Титан».
- Канцелярский нож.
- Шариковая ручка или фломастер.
- Мелкозернистая наждачная бумага.
- Канцелярские иголки.
- Лист фанеры размером 500×500 мм (для использования при резке, чтобы не повредить поверхность стола).
Технология изготовления авиамодели
1 этап.
Изготовить заготовки деталей будущей стендовой авиамодели. Распечатать шаблоны на бумаге А4 (скачать шаблон фюзеляжа, скачать шаблон крыльев, скачать шаблон двигателей), вырезать и перенести их на лист потолочной плитки.
Все размеры шаблонов соответствуют масштабу заготовок оригинала авиамодели.
Затем приложить шаблоны на потолочную плитку и обвести шариковой ручкой детали самолёта (рис.1).
Рис.1
2 этап.
Далее, соблюдая технику безопасности, аккуратно вырезать детали канцелярским ножом.
Необходимо помнить, что при резке нож нужно держать под углом 60- 45 градусов. На нож надавливать равномерно, чтобы не было рваных краёв. Если лезвие ножа начинает рвать пенопласт, то его необходимо заменить на более острое.
Получаем набор следующих заготовок деталей (рис.2):
- Фюзеляж с вертикальным стабилизатором – 2 шт. (деталь №1).
- Фюзеляж без вертикального стабилизатора – 2 шт. (деталь №2).
- Крыло самолета – 2 шт. (деталь №3).
- Горизонтальный стабилизатор – 1 шт. (деталь №4).
- Обтекатель горизонтального стабилизатора – 1шт. (деталь №5).
- Двигатель без пилона – 8 шт. (деталь № 6).
- Двигатель с пилоном – 4 шт. (деталь №7).
Рис.2
3 этап.
Придать полученным деталям авиамодели объёмный вид, схожий с оригинальными деталями самолёта. Для этого осуществить сборку заготовок с помощью клея в следующей последовательности (рис.3):
1. Склеить две детали фюзеляжа с вертикальным стабилизатором (деталь №1) между собой, фиксируя их канцелярскими иглами (см.эскиз).
2. Приклеить к заготовке двигателя с пилоном (деталь №7) с каждой стороны по заготовке двигателя без пилона (деталь №6) (см.эскиз).
После высыхания клея необходимо вынуть канцелярские иглы.
Рис.3
4 этап.
Для придания окончательной формы деталям авиамодели, полученные заготовки необходимо обработать наждачной бумагой следующим образом:
1. Заготовку фюзеляжа без вертикального стабилизатора (деталь №2) обработать таким образом, чтобы края детали имели закругленную форму от центра к краю (рис.4 и рис.5). В результате получим две заготовки фюзеляжа без вертикального стабилизатора: левостороннюю и правостороннюю.
Рис.4
Рис.5
2. Заготовку крыла (деталь №3) и горизонтального стабилизатора (деталь №4) обработать также от центра к краю с верха заготовки (рис.6 и рис.7), чтобы в поперечнике крыло и стабилизатор имели следующий вид (рис.8). Глубина обработки крыла и горизонтального стабилизатора показана на эскизе (см.эскиз 1, эскиз 2).
Рис.6
Рис.7
Рис.8
3. Заготовку двигателя обработать сглаживающими движениями наждачной бумагой до придания обтекающей формы, схожей с оригиналом.
4. Наружную часть обтекателя (деталь №5) обработать наждачной бумагой до придания сферической формы с ровной внутренней поверхностью.
5 этап.
Выполнить окончательную сборку авиамодели Ил-76 в следующей последовательности.
1. Собрать фюзеляж авиамодели. Для этого склеить детали с вертикальным стабилизатором (деталь №1) и деталей право и левостороннего фюзеляжа без стабилизатора (деталь №2) (см.эскиз).
После высыхания клея собранную деталь фюзеляжа обработать наждачной бумагой, убрав неровности. Вертикальному стабилизатору придать обтекаемый вид впереди постепенно и равномерно утончающийся с обеих сторон к краю детали.
2. Приклеить крылья (деталь №3) к фюзеляжу авиамодели в местах их крепления, закрепить канцелярскими иглами до высыхания клея (рис. 9) (см.эскиз).
Рис.9
3. С помощью клея собрать горизонтальный стабилизатор (деталь №4) с обтекателем (деталь №5). После высыхания клея обработать наждачной бумагой стабилизатор с обтекателем до придания обтекателю формы схожей с оригиналом (см.эскиз).
Приклеить горизонтальный стабилизатор с обтекателем к вертикальному стабилизатору, выровнять горизонт по отношению к крыльям и закрепить канцелярскими иглами.
4. Приклеить двигатели с пилонами к внутренней части крыла в местах их крепежа (см.эскиз).
Результатом работы должна стать модель самолёта Ил-76. Полученную авиамодель можно раскрасить фломастерами или краской.