Автор:
Шуткина Рена Алибек кызы педагог дополнительного образования
МБОУ ДО "Центр дополнительного образования для детей"
г. Моршанска
Контурные (силуэтные) модели выполняют из материалов, свойства которых уже известны детям младшего школьного возраста - из плотной бумаги, картона, металла (фольга, мягкая проволока, жесть). Такие модели изготавливают с помощью шаблона, рисунка, простейшего чертежа, образца, словесного описания и собственного замысла. Рассмотрим некоторые из этих способов.
Как правило, выполнение разметки на материале по шаблону не вызывает затруднений у данной возрастной группы. Педагог заранее изготавливает шаблоны из материала к занятию. Шаблоны отдельных деталей одного изделия необходимо пометить специальным знаком и хранить отдельно от других. Учащиеся шаблон каждой детали накладывают на материал, обводят карандашом по контуру, вырезают и соединяют (собирают) детали в изделие. При этом очень важно научить каждого ребенка производить разметку на материале с учетом того, чтобы отходов оставалось как можно меньше.
Учащимся младшего школьного возраста предлагают для изготовления технических объектов из плоских деталей по рисунку, отображающего форму каждой детали без искажения. Такие рисунки и чертежи деталей простой формы бывают в детских книгах и журналах ("Юный техник", "Моделист-конструктор" и др., а также на многих сайтах). Вначале подбирают такие работы, чтобы изделие выполнялось в масштабе 1:1. Учащиеся накладывают на рисунок прозрачную бумагу и переводят на нее контуры каждой детали (либо распечатывают с сайта), детали вырезают и переносят изображение на материал, затем производят сборку изделия. Учащимся 2-3 года обучения можно предложить более сложные по форме изделия, увеличивая или уменьшая размеры деталей по отношению к рисунку.
Разметку по чертежу выполняют так же, как и по рисунку, но при этом педагог обращает внимание учащихся на то, что на чертеже даны точные размеры каждой детали, поэтому можно произвести разметку сразу на материале по размерам. Начинать при этом важно с таких поделок, детали которых имеют в основе прямоугольную форму и форму круга. Учащиеся выполняют работу обязательно при помощи чертежных инструментов. Работа с чертежом помогает создать систему графических знаний и умений у школьников младшего возраста.