Автор-составитель:
Бажилина Т.А., педагог дополнительного образования МБУДО "Центр дополнительного образования детей" г.Тамбова
В 2009 году дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы компьютерной грамотности» городским и областным экспертными Советами присвоен статус «авторской. В 2011 году программа подтверждена городским экспертным советом и ей присвоен гриф комитета образования администрации города Тамбова «Рекомендовано».
В связи с коррекцией содержания, дополнением новым материалом, с учетом требований ФГОС нового поколения, программа прошла защиту и подтверждение статуса «авторской» в 2016 году на базе МБУДО ЦДОД.
Программа имеет авторское свидетельство Управления образования и науки Тамбовской области (Протокол №1 от 5.10.2009)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет научно-техническую направленность и практико-ориентированный характер обучения.
Исходя из результатов опроса детей и родителей, бесед с учителями, было выяснено, что в данном районе города, отсутствуют детские объединениях, занимаясь в которых, учащиеся имели бы возможность расширить знания и навыки практической деятельности в области компьютерных технологий, в связи с чем возникла необходимость создания программы «Основы компьютерной грамотности».
Данная программа опирается на содержание курса информатики основного образования, что дает возможность минимизировать теоретический материал и сделать уклон в сторону приобретения практических навыков работы с компьютером.
Программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащихся, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы; конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы дополнительного образования детей.
Особенности и новизна образовательной программы в том, что в процессе обучения используются мультимедийные программы и видеозаписи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет ребенку не только научиться практическим приёмам работы на компьютере, получить пользовательские навыки использования персональных компьютеров для создания презентаций, обработки цифровых изображений, видеоматериалов и т.д. но и развивать творческие способности, мышление, активизировать гражданскую позицию.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в ее личностно-деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и самореализации.
Программа позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на создание единого образовательного пространства района, усиления взаимодействия дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.
В современном обществе навыки работы с компьютером востребованы во всех областях деятельности. Программа построена с учетом запросов и потребностей учащихся, дает возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.
Отличительные особенности программы:
Программа ориентирована на сотрудничество участников образовательного процесса, что позволяет формировать личную ответственность обучающихся за собственное образование, развивает творческие и аналитические способности, умение работать сообща, социальные навыки.
Данная программа разработана для детей 10-15 лет, проявляющих повышенный интерес к компьютерной технике.
Цель программы – формирование информационной культуры учащихся, посредством реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1 год обучения:
обучающие
- удовлетворение образовательных запросов учащихся в приобретении новых компетенций, выходящих за рамки уроков информатики общеобразовательной программы школ;
- формирование начальных и специальных умений и навыков работы за компьютером;
воспитательные
- формирование общекультурных навыков работы с информацией;
- воспитание толерантности, культуры общения и поведения;
развивающие
- развитие умения работать с литературой и справочными файлами, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, обобщать, делать выводы;
- формирование активного познавательного интереса к ИКТ;
- развитие умения организации собственной учебной деятельности;
2 год обучения:
обучающие
- приобретение необходимых ИКТ компетенций;
воспитательные
- развитие коммуникативных способностей для работы в команде.
- воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
развивающие
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие потребности в самостоятельной работе;
3 год обучения:
обучающие
- воспитание грамотного человека в русле времени, знающего и владеющего современными техническими средствами;
воспитательные
- воспитание общественно-значимых качеств личности;
- формирование интереса и желания работать, самостоятельно принимая пути решения поставленных задач;
развивающие
- формирование избирательного отношения к полученной информации;
- развитие художественного вкуса, повышение уровня образного и абстрактного мышления;
4 год обучения:
обучающие
- освоение системы знаний о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера;
воспитательные
- формирование общественной активности личности;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- формирование установки на позитивную социальную деятельность;
- формирование стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
развивающие
- формирование потребности в самопознании, саморазвитии;
- развитие элементов системного мышления;
- развития умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на изучение основ компьютерной грамотности в системе дополнительного образования детей в течение четырех учебных лет: первый год обучения - 144 часа, второй и последующие годы - 216 часов. Для обучения принимаются все желающие, независимо от стартовых возможностей. Предусматривается зачисление учащихся в группы второго и последующих годов обучения по итогам тестирования. Обучение осуществляется в очной форме, группах постоянного состава.
Содержание программы организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Стартовый уровень (первый год обучения) – «Компьютер – инструмент решения прикладных задач» - занимаются учащиеся 4-6 классов в количестве 12 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. На занятиях учащиеся знакомятся с современным программным обеспечением и формируют умения применять технологии решения задач по обработке текстовой, числовой, графической информации.
Базовый уровень (второй и третий год обучения) – «Мультипликация и проектная деятельность» - занимаются учащиеся 5-7 классов в количестве 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа. В течение второго года обучения дети глубже знакомятся с различными видами графических объектов, занимаются векторной и растровой графикой, большое внимание уделяется художественной и рекламной графике, компьютерной анимации. Осваивая программу третьего года, наряду с тем, что учащиеся знакомятся с новым прикладным программным обеспечением, они снимают мультфильмы, занимаются проектной деятельностью.
Продвинутый уровень (четвертый год обучения) - «Компьютер – средство воплощения творческих идей» - занимаются учащиеся 7-9 классов в количестве 8 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа.
Дети занимаются созданием и сопровождением веб-сайтов, изучением языка Html. Учащиеся познают тонкости цифровой фотосъемки, видеосъемки, формируют умения обрабатывать фото и видео материал.
Основное внимание в процессе обучения образовательной программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на развитие творческих способностей детей, занимающихся в детском объединении.