Автор:
Дутов О.В., методист ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
На современном этапе общественного развития важными приоритетами государственной политики в сфере образования становятся поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа инженерных профессий.
Наибольший интерес у детей и молодежи вызывает робототехника – инновационная технология обучения, в которой проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Одним из важных средств стимулирования обучающихся к занятиям робототехникой и самостоятельному развитию творческой деятельности является их участие в робототехнических соревнованиях, олимпиадах и фестивалях, которые набирают все большую популярность в нашей стране. Участие в них почетно для любой образовательной организации, а победа команды – серьезный шаг в карьере будущего инженера.
Большинство объединений робототехники строят образовательный процесс с акцентом на соревновательную деятельность, что при правильном подходе дает высокий результат. Обучающийся, решивший большой объем соревновательных задач, может научиться комбинировать разные решения, получая необходимый результат при подготовке к более сложным соревнованиям. Данная методика, несомненно, обладает преимуществами, главными из которых являются: высокая мотивация и наглядность, так как любые изменения в конструкции робота или программе обучающиеся проверяют в реальном времени; соревновательный эффект (состязательность) – желание бороться за призовые места; стремление детей к лидерству, опережению своих сверстников, быстрому и бескомпромиссному решению поставленной задачи, что как нельзя лучше проявляется во время соревнований по робототехнике.
Одним из популярнейших и самых массовых видов робототехнических состязаний в России и мире являются состязания по регламентам Всемирной робототехнической олимпиады (англ. World Robot Olympiad, WRO). Образовательное направление World Robot Olympiad построено как система многоуровневого непрерывного практического образования в сфере высоких технологий, соединяющая обучение и практику. Основной метод обучения – открытые спортивно-технические соревнования роботов. По мнению разработчиков, именно такой формат может обеспечить прозрачный механизм выявления перспективных молодых специалистов, обладающих необходимой профессиональной подготовкой и навыками для ее практической реализации. Сегодня соревнования по направлению WRO проводятся более чем в 50-ти странах мира, при этом свыше 20 000 команд каждый год участвуют в них.
Необходимо отметить, что с началом реализации регионального проекта «Образовательная робототехника» направление WRO активно развивается в организациях общего и дополнительного образования Тамбовской области. Роль ресурсообеспечивающей организации в развитии этого направления выполняет МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина» г.Тамбова. На базе лицея создано региональное представительство Всероссийской робототехнической олимпиады, ежегодно проводятся региональные отборочные состязания. Важным показателем, свидетельствующим о востребованности данного направления, является увеличение видов и направлений региональных отборочных состязаний и количества участников, так если в 2014 году в соревнованиях принимали участие 87 учащихся, то 8 в 2017 году количество участников возросло до 161 человека.
В настоящее время на площадках регионального отборочного этапа Всероссийской робототехнической олимпиады одновременно проводятся соревнования для обучающихся от 6 до 20 лет, что позволяет выстроить преемственность образовательного процесса, связанного с робототехникой. Помимо состязаний по регламентам WRO на региональном отборочном этапе проводятся и состязания по регламентам, разработанным специалистами российской ассоциации образовательной робототехники для внутрироссийских состязаний. Расширение перечня мероприятий по робототехнике, появление новых соревновательных направлений в рамках традиционных региональных мероприятий требует от руководителей объединений робототехники умения безошибочно ориентироваться в постоянно совершенствующейся системе робототехнических мероприятий и знать технические регламенты основных видов робототехнических состязаний.