Автор-составитель:
Жарков А.Б., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Станция юных техников» г.Мичуринска
Пояснительная записка
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении техники в уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений в изначальный прототип.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техническое моделирование» имеет техническую направленность и предназначена для формирования первоначальных знаний и навыков, направленных на ознакомление со способами постройки простейших моделей, овладение работой инструментом, ознакомление с этапами постройки моделей.
Техника, окружающая детей с первых лет жизни, будит их любознательность, стремление узнать, как и почему работает машина, летает самолет. Двадцатый век стал веком научно-технического прогресса. Техника начала так быстро развиваться, что человечество не смогло сохранить многие подлинники этой сложной техники. Но многие образцы сохранились в музеях мира в виде уменьшенных макетов, дающих почти полное представление о прототипах. Не каждый человек может построить свой самолет и летать на нем, иметь собственный замок, свой паровоз или корабль. Энтузиасты нашли другой выход – изготовлять копии техники в уменьшенном виде - от макетов до действующих моделей, управляемых на расстоянии. Это направление получило название «масштабное моделирование». Под этими словами подразумевается изготовление техники в уменьшенном масштабе. Именно в этом направлении ведется работа в творческом объединении «Техническое моделирование».
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время особенно пользуются спросом профессии технических специальностей. Поэтому занятия в данном объединении как нельзя лучше сочетают в себе навыки работы с инструментом, умения технически мыслить и конструировать различные механизмы и модели техники.
Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, содействие развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
- изучение исторических событий, в которых были задействованы прототипы моделей.
Адресат Программы. Программа ориентирована на учащихся 10 – 16 лет.
Условия набора обучающихся: Группы первого года обучения комплектуются из учащихся с наличием интереса к различной технике, на основании собеседования, также при наличии медицинского заключения о допуске к занятиям.
Состав группы: постоянный. Группа первого года обучения комплектуется из учащихся в возрасте 10-12 лет. Группа второго года обучения включает учащихся в возрасте 11-13 лет. Группа третьего года – в возрасте 12-16 лет.
Группы второго года обучения комплектуются из учащихся, прошедших подготовку первого года обучения. Работа в этих группах направлена на увеличение самостоятельной роли учащихся. Группа третьего года обучения комплектуется из учащихся, прошедших подготовку первого и второго годов обучения. Работа в этой группе направлена на углубление полученных знаний на ранних этапах обучения и увеличение самостоятельности учащихся при выполнении собственных творческих проектов. Состав группы разновозрастной.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов первого года обучения составляет 144 часа, второго и третьего года – по 216 часов.
Особенности организации образовательного процесса. Периодичность проведения занятий:
Первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа,
Второй и Третий год обучения – 2 раза по 3 часа.
Форма организации учебно – воспитательного процесса: групповая, индивидуальная.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей объектов техносферы.
Задачи программы:
1год обучения:
образовательные:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии;
- формировать образное техническое мышление;
- познакомить учащихся с элементами художественного конструирования и моделирования.
воспитывающие:
- воспитание у детей культуры поведения;
- воспитание потребности систематически заниматься совершенствованием уже имеющихся знаний.
развивающие:
- помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
- развивать творческую активность учащихся.
- развивать конструкторские способности, творческое и техническое мышление учащихся;
- развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.
2 год обучения:
образовательные:
- совершенствовать и формировать у учащихся навыки работы с наиболее распространенными инструментами ручного труда;
- формировать навыки чтения чертежей, схем и иных графических изображений;
- учить детей видеть и понимать красоту труда, его целенаправленность гармонию.
воспитывающие:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
- воспитывать потребность систематически заниматься совершенствованием уже имеющихся знаний и пополнением своего багажа знаний.
развивающие:
- развивать творческую активность учащихся;
- развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес поисковой творческой деятельности рационализатора.
3 год обучения
образовательные:
- формировать образное техническое мышление;
- совершенствовать и формировать навыки обработки различных материалов;
- формировать навыки чтения и создания чертежей и схем;
воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
- способствовать формированию установки на позитивную социальную деятельность в постиндустриальном обществе;
- сформировать понимание принципов действия различных технических объектов, их возможностей и ограничений
развивающие:
- развивать познавательный интерес и познавательные способности на основе включенности в познавательную деятельность, связанную с созданием моделей технических объектов;
- развивать творческие способности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности;
- сохранить здоровье и эмоциональное благополучие детей;
- развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.