Автор:

Дутов О.В., методист ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"

 

 

На рубеже ХХI века в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства – информационного общества, которые диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования.

Инновационное развитие образования, провозглашенное Президентской инициативой «Наша новая школа», предусматривает, что одной из основных задач в этом направлении является повышение качества образования на основе использования информационнокоммуникационных технологий. Информатизация декларируется в настоящее время как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Информационно-коммуникационные технологии и, в частности, всемирная сеть Интернет призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и учащихся, улучшает управление образовательной организацией, повышает эффективность образовательной системы в целом, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую.

Изобретение и развитие Интернета стало крупнейшим достижением человечества в ХХ веке, которое привело к революции в области коммуникаций. Коммуникация и информация являются двумя наиболее важными преимуществами Интернета в образовании. Информация может обновляться и изменяться в любое время и любое количество раз, что улучшает процесс обучения и качество понимания. Интернет вызывает бурный интерес у подрастающего поколения, потому что это прекрасное средство для самовыражения. Для молодого человека немаловажно почувствовать себя полноценным членом общества, найти в нем свое место. В Интернете совсем несложно создать свою персональную страничку, на которой можно заявить о себе. Для этого учащимся необходимы специальные знания о форматах данных, о правилах размещения информации в сети. У них возникнет множество вопросов. При этом первыми помощниками учащихся в освоении Интернета должны стать именно педагоги. Чтобы помочь своим ученикам педагог сам должен владеть интернет-технологиями на высоком уровне. Он должен быть в состоянии ответить на самые сложные вопросы и уметь направить учеников в познавательное и созидательное русло.

Обучение с использованием интернет-технологий – это новая ступень, новый уровень использования компьютера в образовании. Объем информации, доступный с помощью Интернета, огромен, а возможности компьютера, подключенного к Интернету, по использованию этой информации в образовательных целях практически безграничны. С использованием интернет-технологий можно реализовать все известные формы обучения. В Интернете можно опубликовать учебники и энциклопедии, аудио-, видеозаписи лекций и лабораторных опытов, создать обучающие программы, средства контроля знаний. С использованием интернет-технологий можно разработать новые формы проведения уроков: в виде виртуальных экскурсий, путешествий, лабораторных работ, семинаров или консультаций. Интернет-технологии могут помочь педагогам поделиться своими знаниями и донести обучающую информацию в необычной и увлекательной форме. Обучение в Интернете дает свободу. Оно не зависит от расстояния, от времени суток, от режима и ритма жизни и призвано способствовать решению задач по обеспечению доступности дополнительного образования. Благодаря принципу открытости, на котором построен Интернет, его ресурсы постоянно обновляются и пополняются. Любой может поместить информацию в Интернете, и тем самым поделиться своими знаниями с другими пользователями. Таким образом, можно сказать, что информационные ресурсы Интернета неисчерпаемы. Ресурсы, которые создаются специально для того, чтобы с их использованием учиться и учить, называются образовательными.

Преподаватели высших учебных заведений, школьные учителя самостоятельно, а иногда совместно со своими учениками, создают интернет-ресурсы специально для последующего применения в образовательном процессе. Интернет-ресурсы обычно представляют собой целые комплексы информации, содержащие текст, иллюстрации и программные модули. Можно выделить следующие виды таких комплексов образовательных интернетресурсов: образовательный сайт; образовательный портал; база знаний; система дистанционного обучения. Комплекс информации в Интернете, посвященный одному учебному предмету, разделу или теме, называется образовательным сайтом. Образовательные сайты включают в себя иллюстративный материал, который педагог может использовать непосредственно на занятии, а также конспективное изложение учебного материала, содержание упражнений или задач, примеры их решения и другую информацию, которую можно рекомендовать учащемуся для самостоятельной проработки. Объемный комплекс интернет-ресурсов справочно-информационного характера, посвященный одному или нескольким учебным предметам, называется образовательным порталом. Образовательные порталы содержат информацию, которая может быть интересна как детям, так и педагогам. Учащиеся могут найти там электронные учебники, обучающие программы, пакеты тестовых заданий и справочные материалы.

Для педагогов на порталах размещены статьи с методическими материалами, которые можно после прочтения обсудить с помощью средств ведения дискуссий. Создатели образовательных порталов стремятся охватить как можно больше информации по предмету: формируют каталоги образовательных интернет-ресурсов и литературы, в которых размещаются ссылки на все материалы, имеющие отношение к данной дисциплине. Хранилища электронных документов, основанные на технологии баз данных и предназначенные для хорошо структурированного, упорядоченного хранения больших объемов учебной информации, называются базами знаний. База знаний может содержать небольшие статьи, посвященные отдельным предметам или явлениям (например, энциклопедия, справочник, глоссарий, персоналии), а может хранить большие, имеющие сложную структуру, документы (например, свод законов, атлас). Базы знаний обычно имеют средства для быстрого поиска информации по ключевым словам. Если с использованием интернет-технологий организуется учебный процесс, то такой комплекс образовательных интернет-ресурсов называется системой дистанционного обучения. В такую систему входят комплекс электронных учебников и обучающих программ, средства для проведения виртуальных семинаров и консультаций, виртуальная лаборатория и система контроля знаний.

Развитие образовательных интернет-ресурсов происходит непрерывно: появляются новые образовательные сайты, порталы, базы знаний, системы дистанционного обучения, разрабатываются новые формы представления обучающего материала и методики его использования. Главная цель данных методических рекомендаций – проследить технологию самостоятельного создания образовательных ресурсов для размещения в Интернете, начиная с момента формулирования целей и задач до полной реализации. Методические рекомендации должны помочь педагогу в сотрудничестве с учащимися начать создание собственного образовательного сайта, а затем поддерживать и развивать его. Основное внимание уделяется решению технических и организационных проблем, которые возникают при создании образовательных Интернет-ресурсов с использованием CMS Joomla. 

 

Скачать

Яндекс.Метрика