Автор:
Дутов О.В., методист ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
На рубеже ХХI века в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства – информационного общества, которые диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования.
Инновационное развитие образования, провозглашенное Президентской инициативой «Наша новая школа», предусматривает, что одной из основных задач в этом направлении является повышение качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Информатизация декларируется в настоящее время как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Информационно-коммуникационные технологии призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и учащихся, улучшает управление образовательной организацией, повышает эффективность образовательной системы в целом, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую.
В тоже время необходимо констатировать тот факт, что в рамках общего образования невозможно охватить весь круг вопросов, связанных с использованием ИКТ в различных сферах деятельности человека, изучить постоянно обновляющееся программное обеспечение и инновационные технологии. Темпы развития информатизации общества обгоняют учебные планы и школьную программу. Выправить сложившееся положение способны дополнительные общеразвивающие программы, нацеленные на развитие информационных компетенций учащихся. Они позволяют удовлетворить естественный интерес детей к применению информационных технологий и способствуют лучшему усвоению материала школьных предметов.
Таким образом, проблема разработки дополнительной общеразвивающей программы, в которой всесторонне рассматриваются возможности использования информационных технологий, наиболее востребованные на современном рынке труда: от создания простейших графических файлов до разработки персонального Интернет-ресурса, является весьма актуальной задачей, решение которой в полной мере возможно в системе дополнительного образования детей. В этой связи была разработана программа «Основы сайтостроения и веб-дизайна», в которой возможности ИКТ используются для организации образовательного процесса, направленного на решение задач развития общей культуры личности, формирования информационной компетенции, адаптации личности к жизни в современном информационном обществе, осознанного выбора учащимися будущей профессии, связанной с информационными и наукоемкими технологиями.
Новизна программы заключается в комплексном и всестороннем рассмотрении различных аспектов создания Интернет-ресурса, от подготовки графических элементов и создания шаблонов до размещения уже готовых веб-страниц в сети Интернет, их оптимизации и SEO-продвижения в поисковых системах.
Программа имеет техническую направленность и предусматривает знакомство обучающихся со спецификой различных технологий разработки сайтов: гипертекстовым языком разметки HTML, каскадными таблицами стилей, скриптовыми языками, создание сайтов с использованием систем управления контентом. Рассматриваются и вопросы, вызывающие наибольший интерес у детей: компьютерная графика, макетирование и верстка сайтов, создание динамических элементов сайта.
Отличительной чертой от других программ сходной тематики является знакомство учащихся с основами поисковой оптимизации Интернет-ресурсов, которые в настоящее время являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей ИКТ-технологий и определяют последующее развитие любого веб-ресурса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет реализовать связь с общим образованием, выраженную в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательных программ благодаря развитию у детей информационной культуры и широкого круга компетенций применения ИКТ в различных сферах деятельности.
Целью программы является формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а также формирование способов деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных веб-ресурсов.
Образовательные задачи:
сформировать единую систему понятий, связанных с получением, обработкой, созданием, интерпретацией и хранением информации;
систематизировать подходы к изучению информационно-коммуникационных технологий; показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет;
обеспечить изучение основ языка разметки гипертекста HTML, скриптовых языков php, JavaScript и правил дизайна веб-страниц с использованием данных языков программирования;
познакомить учащихся с наиболее распространенными программами создания и просмотра веб-страниц, их возможностями и особенностями;
сформировать основные навыки проектирования, конструирования и отладки создаваемых веб-сайтов;
познакомить с различными способами создания графической информации, особенностями использования графических элементов при построении веб-сайтов;
сформировать первоначальные навыки SEO-продвижения и поисковой оптимизации веб-сайтов.
Воспитательные задачи:
сформировать культуру работы в сети Интернет (общение, поиск нужной информации, соблюдение авторских прав);
сформировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации общих информационных проектов.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес и познавательные способности на основе включенности в познавательную деятельность, связанную с работой в сети Интернет и анализе возможностей сети, разработке своей собственной веб-страницы;
развивать профессиональные навыки работы (веб-мастер, веб-дизайнер), развивать представления учащихся о возможностях информационных технологий;
развивать творческие способности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Методы и формы обучения по программе определяются требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся.
Основные приоритеты методики преподавания по данной программе:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность;
- личностно-деятельностный подход в обучении;
- вариативное образование, предполагающее построение индивидуальных траекторий обучения и вариативное изменение образовательных моделей, что делает образовательный процесс более гибким и способным удовлетворять разнообразные образовательные потребности личности;
- субъект-субъектное педагогическое взаимодействие учащихся и педагогов по достижению совместных целей.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года (144 учебных часа) и предназначена для учащихся в возрасте 12-17 лет. Основное требование к предварительному уровню подготовки учащихся – освоение начального курса по информатике и владение основными офисными приложениями, умение работать с различными браузерами.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Рекомендуемая численность групп 8-10 человек.
Образовательной процесс по данной программе может строиться как в традиционной очной форме, так и с использованием дистанционных технологий обучения с помощью Интернет-ресурсов дистанционного обучения, блогов, сообществ, рассылки обучающих материалов по электронной почте. Программа предусматривает предоставление учащимся возможности очной защиты подготовленных заочно проектов во время проведения региональных конкурсов информационных и компьютерных технологий, с последующим комплексным анализом достигнутых результатов.
Механизм реализации программы
Основные технологии, формы и методы обучения
Образовательный процесс строится по двум основным видам деятельности:
обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
самостоятельная и практическая работа учащихся (изучение основ веб-программирования, выполнение практических заданий, создание Интернет-страниц и сайтов, подготовка графических элементов сайта и т.д.).
В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, сформировать практические навыки в области сайтостроения и веб-дизайна. В ходе выполнения самостоятельных работ учащиеся приобретают навыки работы с различными программами обработки графики, знакомятся с технологиями создания веб-сайтов, на основе чего происходит выбор оптимальных средств для представления информации в сети Интернет. Таким образом, данная программа позволяет развить у учащихся творческий склад мышления, способности к самостоятельному поиску, решению поставленных проблем, и создать условия для творческого самовыражения личности, что в полной мере соответствует тем требованиям, которые обозначены во ФГОС нового поколения.
Программа имеет разноуровневый характер и рассчитана на учащихся с разным уровнем подготовки. Учебный материал распределен по принципу последовательного расширения и углубления теоретических знаний, приобретения практических умений и навыков.
Программа «Основы сайтостроения и веб-дизайна» построена таким образом, что на первых занятиях учащимся даются общие сведения об Интернете, о том как работает сеть, как работает электронная почта. Даются представления о мультимедийной информации в Интернете, динамических изображениях, браузерах и других программах для работы в Интернете. Параллельно учащиеся получают задания по основным видам работы в Интернете: работа с поисковыми системами, создание электронной почты, FTP – загрузка файлов и т.п. Первый раздел включен в программу для того, чтобы повысить уровень умений работы в сети Интернет у воспитанников объединения, систематизировать знания в этой области, сформировать необходимые навыки по грамотному поиску нужной информации, обучить приемам формализации запросов к поисковым системам.
Затем образовательный процесс объединения направлен на освоение инструментального программного обеспечения, используемого при создании веб-страниц, при этом даются теоретические сведения о языке HTML и осваивается его практическое применение. Обучение происходит на базе создания нескольких простейших веб-страниц с помощью языка HTML (первоначально без загрузки в Интернет). Изучается использование визуальных программ для создания сайтов и другого программного обеспечения по веб-дизайну. В дальнейшем учащиеся знакомятся с основными графическими редакторами, изучают их возможности для создания графических элементов, которые будут необходимы для создания сайтов с использованием систем управления контентом и размещения на хостинге. Учащиеся подготавливают макет сайта, тематика которого выбирается ими с учетом личных интересов и возможностей. Отводится время и для работы с графикой, вставке подготовленных графических изображений, фоновой графике. Это необходимый минимум, без которого веб-сайт будет выглядеть малопривлекательно.
В заключительных разделах программы рассматриваются этапы создания динамических сайтов с использованием наиболее распространенных CMS, даются понятия об администрировании сайта, возможностях использования плагинов и модулей, разработанных на основе языков php и JavaScript для расширения функциональных возможностей сайта. Результатом работы должно стать проектирование и создание реальных продуктов – своих собственных сайтов, размещение их в сети Интернет, что приближает учащихся к специфике труда веб-дизайнеров.
В заключительном разделе учащиеся знакомятся с технологиями SEO-продвижения и поисковой оптимизации сайтов, которые представляют собой процесс работы над сайтом, его внутренними и внешними факторами, влияющими на ранжирование в поисковых системах, с целью увеличения релевантности ресурса по ключевым словам и как следствие увеличения позиций в поисковых системах для привлечения большего количества посетителей на сайт. Таким образом, изучение технологий поисковой оптимизации Интернет-ресурсов помогает учащимся сделать свой собственный сайт уникальным и востребованным посетителями, получить обратную связь от широкой аудитории пользователей.
Предполагаемые результаты обучения
Программа направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:
- критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивание разработанного творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение коррекции.
Метапредметные результаты:
- поиск информации в информационных архивах, информационной среде образовательной организации, в глобальных поисковых системах;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- планирование последовательности шагов алгоритма для создания сайта;
- анализ объектов (веб-сайтов) с целью выделения факторов, влияющих на ранжирование в поисковых системах;
- установление причинно-следственных связей;
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- признание возможности существования различных вариантов выполнения сходных операций и права каждого выбирать свой вариант реализации первоначального замысла.
Предметные результаты:
по итогам освоения программы учащиеся должны знать:
- основные принципы построения глобальной сети Интернет;
- службы и сервисы Web 2.0, имеющиеся в сети Интернет;
- виды протоколов передачи и обмена информации;
- назначение программ-браузеров;
- принципы работы с электронной почтой;
- программы, необходимые для создания веб-страницы;
- основные принципы использования языка HTML;
- принципы работы с WYSIWYG-редакторами;
- основные средства редактирования Web-страниц;
- технологию CSS (каскадных таблиц стилей);
- основы использования скриптовых языков программирования;
- этапы проектирования Web-сайта;
- возможности использования различных CMS для создания сайтов;
- технологию размещения сайтов в сети Интернет;
- основные принципы оптимизации и SEO-продвижения сайтов в поисковых системах;
уметь:
- запускать и пользоваться основными браузерами и почтовыми программами;
- грамотно выполнять поиск информации в Интернете;
- пользоваться электронной почтой: корректно создавать и отправлять письма, получать сообщения;
- применять графический редактор для создания и редактирования графических изображений;
- готовить текст и иллюстрационный материал для сайта, размещать таблицы, графику, гиперссылки на HTML-странице;
- оптимизировать графические изображения для веб-страниц;
- готовить, тестировать и размещать веб-сайт в Интернет;
- использовать каскадные таблицы стилей;
- создавать динамические сайты с использованием CMS;
- проводить мониторинг и анализ позиций сайта в поисковых системах и выявлять факторы, влияющие на его ранжирование.
Виды и формы контроля освоения программы
Стартовая диагностика. При приеме детей в объединение педагог проводит тестирование уровня развития мотивации ребенка к обучению, уровня знаний учащихся в сфере применения ИКТ и навыков использования программного обеспечения для веб-дизайна. Результаты тестирования фиксируются в специальных сводных таблицах.
Текущая диагностика предусматривает: он-лайн тестирование, опросы, на которых дети рассказывают, что каждый из них узнал нового, что больше всего заинтересовало на каждом занятии. Уровень освоения программы отслеживается также с помощью выполнения заданий по разработке различных элементов веб-сайтов. Задания подбираются в соответствии с возрастом учащихся.
Итоговая диагностика. В конце учебного года проводится итоговое занятие, где определяются и фиксируются в протоколе достижения каждого учащегося. Кроме того, формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах информационных и компьютерных технологий, конкурсах веб-сайтов.
Формы подведения итогов:
подготовка и размещение персонального сайта в сети Интернет.
Критериями выполнения программы служат:
знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им комплексно использовать информационные технологии для получения необходимой информации и создания собственных Интернет-ресурсов, стабильный интерес к изучению информационно-коммуникационных технологий и их использования в различных сферах деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации содержания программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, оргтехника (сканер, принтер), программное обеспечение для создания веб-сайтов и графических элементов веб-страниц:
- браузеры (Internet Explorer, Mozilla FireFox, Opera, Google Chrome);
- FTP-клиенты (FileZilla, FTPRush, WinSCP, Cyberduck, Сuteftp);
- редакторы исходного кода (AkelPad, Eclipse, Notepad++);
- WYSIWYG-редакторы HTML-кода (Adobe (Macromedia) Dreamweaver, Microsoft FrontPage, Mozilla Composer);
- графические редакторы (Paint.net, Adobe Photoshop, GIMP, CorelDraw);
- программы для создания анимации Macromedia FLASH, Gif Construction Set, Microsoft GIF Animator, Ulead GIFAnimator;
- Denwer (Денвер) – набор дистрибутивов (Apache, PHP, MySQL, Perl, phpMyAdmin);
- CMS Joomla, Wordpress.
Для успешного проведения занятий необходимо создать учебный сайт, на котором должны находиться все материалы курса: теоретический материал в виде статей, инструкций, памяток и т.п., визуальные материалы для занятий, практические задания и работы учащихся. Все эти материалы должны быть доступны для просмотра и скачивания зарегистрированным на сайте учащимся. Все это позволит каждому учащемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Программа ориентирована на современный уровень развития техники и на современное программное обеспечение.
Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование по специальности «Информатика» или пройти подготовку на курсах повышения квалификации по применению информационно-коммуникационных технологий. Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.