Авторы:
Забавникова Евгения Александровна, учитель информатики МАОУ "Лицей №29" г.Тамбова
Петров Юрий Александрович, учитель информатики МАОУ "Лицей №29" г.Тамбова
В последнее время интерес учащихся к алгоритмизации и программированию заметно снизился. На это, на наш взгляд, есть несколько объективных причин:
- существенно изменилось отношение учащихся к процессу обучения;
- многие ученики считают, что для них вполне достаточен пользовательский аспект в изучении компьютера, т.е. умение создать документ в текстовом редакторе, подготовить презентацию, составить простейшую таблицу в Excel;
- большинство ВУЗов перестали принимать вступи-тельные экзамены по информатике даже на информационные профили обучения.
Вместе с тем, требования к уровню знаний для сдачи ЕГЭ и уровень олимпиадных задач нисколько не снизились, а наоборот повысились. Это в свою очередь приводит к изменению подхода к преподаванию курса информатики в основное учебное время, подготовке учеников к сдаче ЕГЭ и подготовке наиболее успешных учащихся к олимпиадам различного уровня.
В соответствии с этим все ученики должны быть разбиты на три группы и для каждой группы в идеале необходим свой подход к обучению. Во всех трех подгруппах должны быть поставлены различные цели обучения. Так знание базового уровня должно позволить выпускникам использовать готовое программное обеспечение в своей будущей практической деятельности и умение грамотно поставить задачу для разработчиков программного обеспечения.
Выпускникам, которые будут сдавать ЕГЭ по информатике, необходимо более углубленное изучение всех разделов информатики и умение решать стандартные задачи с элементами творческого мышления. При подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня необходимо познакомить их с различными методами решения задач, далеко выходящих за пределы стандартного курса и выработать подход к решению не-стандартных задач, которые помимо знаний основ требуют часто придумать оригинальный алгоритм решения задачи.
Рассмотрим две задачи в качестве примера подхода к решению нестандартных задач. При этом следует обратить внимание, что первый придуманный алгоритм не всегда может удовлетворять ограничениям наложенным авторами задачи на решение.
Задача 1. Деление и умножение
У Кирилла есть целое число а, а у Димы - целое число b. Кирилл и Дима играют в игру с этими числами. Игра - это последовательность из нуля или более действий. Каждое действие имеет один из трёх типов, указанных ниже.
- Во-первых, Кирилл и Дима могут поменяться числами: новое значение числа а будет равно старому значению числа b, а новое значение b - старому значению а.
- Во-вторых, если у числа а есть какой-то положительный делитель d, то Кирилл может поделить своё число а на d, а Дима должен в это время умножить своё число b на d.
- Наконец, если у обоих чисел а и b есть какой-то общий по-ложительный делитель d, то ребята могут одновременно поделить свои числа на d.
Действия можно выполнять в любом порядке сколько угодно раз. Цель игры - сделать пару чисел (а,b) минимально возможной. Считается, что пара (u, v) меньше пары (х,у), если либо u < х, либо u = х и v < у. Какую минимальную пару (а, b) могут получить ребята?
Ограничения:
Максимальное время работы на одном тесте: | 2 секунды |
Максимальный объем используемой памяти: | 64 мегабайт |
Максимальная оценка: | 100 баллов |
Имя входного файла: | dlvmultin.txt |
Имя выходного файла: | dlvmultout.txt |
Формат входных данных: | в единственной строке ввода записано два целых числа а и b - пара, которая есть у Кирилла и Димы изначально (1 ≤ а, b ≤ 1000). |
Формат выходных данных: | два числа, разделенные пробелом - минимальная пара, которую могут получить ребята, играя в эту игру. |
Задача 2. Классификация четырёхугольников
Заданы четыре точки А, В, С и D на плоскости. Известно, что никакие три из этих точек не лежат на одной прямой. Проведём четыре отрезка АВ, ВС, CD и DA, получив замкнутую ломаную ABCD. Какой четырёхугольник задаёт эта ломаная?
Ниже перечислены классы четырёхугольников, которые следует различать в этой задаче.
Если ABCD - это квадрат (все стороны равны, все углы пря-мые), ответом будет слово «square».
Если ABCD - это ромб (все стороны равны), но не квадрат, ответом будет слово «rhombus».
Если ABCD - это прямоугольник (все углы прямые), но не квадрат, ответом будет слово «rectangle».
Если ABCD - это параллелограмм (противоположные стороны параллельны), но не прямоугольник и не ромб, ответом будет слово «parallelogram».
Заданы четыре точки А, В, С и D на плоскости. Известно, что никакие три из этих точек не лежат на одной прямой. Проведём четыре отрезка АВ, ВС, CD и DA, получив замкнутую ломаную ABCD. Какой четырёхугольник задаёт эта ломаная?
Ниже перечислены классы четырёхугольников, которые следует различать в этой задаче.
Если ABCD - это квадрат (все стороны равны, все углы пря-мые), ответом будет слово «square».
Если ABCD - это ромб (все стороны равны), но не квадрат, ответом будет слово «rhombus».
Если ABCD - это прямоугольник (все углы прямые), но не квадрат, ответом будет слово «rectangle».
Если ABCD - это параллелограмм (противоположные стороны параллельны), но не прямоугольник и не ромб, ответом будет слово «parallelogram».
Если ABCD - это трапеция (выпуклый четырёхугольник не имеющий самопересечений, две стороны которого параллельны), но не параллелограмм. ответом будет слово «trapezoid».
Если ABCD - это выпуклый четырёхугольник, не имеющий самопересечений (все внутренние углы меньше развёрнутого угла), но не трапеция. ответом будет словосочетание «convex polygon».
Если ABCD - это невыпуклый четырёхугольник, не имеющий самопересечений (какой-то из внутренних углов больше развёрнутого угла), ответом будет словосочетание «non-convex polygon». Наконец, если ABCD - это самопересекающаяся ломаная (какие-то два проведённых отрезка пересекаются), ответом будет словосочетание «self-intersecting polyline».
Ограничения
Максимальное время работы на одном тесте: | 2 секунды |
Максимальный объем используемой памяти: | 256 мБ |
Максимальная оценка: | 100 баллов |
Имя входного файла: | classifyin.txt |
Имя выходного файла: | classifyout.txt |
Формат входных данных: | В каждой из четырёх строк ввода задано по два числа х и у - координаты очередной вершины ломаной (-100 ≤ х,у ≤ 100). В первой строке заданы координаты точки А, во второй - точки В, в третьей - точки С, а в четвёртой - точки D. Гарантируется, что никакие три заданные точки не лежат на одной прямой. |
Формат выходных данных: | Выведите слово или словосочетание, являющееся ответом |
Расширения для Joomla